Любовь и семья в зеркале русской прозы: виртуальный обзор литературы, посвященный Дню семьи, любви и верности

    8 июня – Всероссийский день супружеской любви, верности и семейного счастья. Начало этому светлому празднику положила история жизни и любви святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Об этой удивительной княжеской чете, своей жизнью отразившей духовные ценности и идеалы Руси, рассказывает уникальный житийный памятник «Повесть о Петре и Февронии Муромских», написанный монахом Ермолаем-Еразмом в XVI веке. Анализ поступков главных героев «Повести о Петре и Февронии Муромских» говорит о том, что это были праведники, ставшие духовным символом христианской семьи. И поэтому с согласия Церковного собора в 1547 году они были канонизированы.

    Тема семьи, преемственности поколений была одной из излюбленных в русской классической литературе. Семья Гринёвых в «Капитанской дочке» Александра Пушкина,семья Багровыхв мемуарно-автобиографической трилогии Сергея Аксакова «Семейная хроника», провинциальная дворянская семья Лариных из «энциклопедии русской жизни» — романа в стихах «Евгений Онегин «Александра Пушкина, патриархальная купеческая семья в романе «Лето господне» Ивана Шмелева — это малая часть тех семейных очагов, дарящих свет, тепло, заботу. Давайте же окунемся в манящий покой литературных семейств! Ведь недаром классики русской прозы наделили своих героев теми качествами, что так важны в счастливой семейной жизни – добротой, взаимопониманием, чуткостью, нежностью.

         В романе-эпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Льва Николаевича Толстого, является «мысль семейная». Писатель утверждал, что «люди как реки»: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока — с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных — начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В романе «Война и мир» переплелись судьбы трёх семей: Ростовых, Болконских и Курагиных, у каждой -свой уклад, свои жизненные ценности, обычаи и взгляды.

    Семья Ростовых привлекает своей искренностью, добротой, близостью к народу, его обычаям. Именно с этой семьей связаны самые поэтичные страницы романа: зимние святки, приезд ряженых, охота, рождественские гадания девушек, первый бал Наташи. Все члены семьи привязаны друг к другу, умеют понять душевное состояние близкого человека с полуслова, непосредственны и добры. Только в такой семье, искренней и любящей, могло сформироваться удивительное молодое поколение: обаятельная, поэтическая Наташа, светлый, романтический Петя.

    Семейство Болконских — это ещё один род, который может стать образцом для подражания, но в отличие от Ростовых, они строят свою семью не на чувствах. Все их действия диктуются разумом, долгом и честью. В их доме порядок, сдержанность, строгость, суровость. Здесь любят каждого из членов семьи, готовы поддержать, но при этом чувства свои не показывают. Все их представители -сильные личности, благородные и честные. Моральный кодекс Волконских — на все времена.

    Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, не влюблённости. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение.

Наташа у постели умирающего Андрея Фрагмент из к/ф «Война и мир»

    «Когда он (князь Андрей) очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему хотелось любить, … стояла на коленях. Лицо ее было бледно и неподвижно. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно, любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны.

    Семью Курагиных автор представляет как средоточие безнравственности и пороков. Глава семьи, князь Василий, лицемер, мошенник, обманщик и лгун. Дети переняли у него все моральные принципы, поэтому и Элен, и Ипполит, и Анатоль -также бездушны и лживы, как их отец. Князь Василий, как ни странно, очень уважаем в обществе – что подчёркивает поверхностное отношение знати к истинной сути человека. Красивая обложка, хорошие манеры, умение “держать себя” – этого достаточно, чтобы слыть достойнейшим представителем аристократического общества.

    Трилогия «Хождение по мукам» — замечательное произведение, в котором автор показывает жизнь нашей страны на рубеже двух эпох: в годы революции и гражданской войны. Автор трилогии Алексей Николаевич Толстой. Состоит трилогия из романов «Сёстры» (1918—1922), «Восемнадцатый год» (1927—1928) и «Хмурое утро» (1940—1941). В центре повествования – судьбы двух сестер Даши и Кати Булавиных и их возлюбленных. Воссоединение любящих пар Даши и Ивана Телегина, Кати и Вадима Рощина – кульминация трилогии. Пройдя ряд тяжелых жизненных испытаний в новой, еще не совсем понятной для них России, они обретают счастье.За свою трилогию «Хождение по мукам» Алексей Толстой 19 марта 1943 года был удостоен Сталинской премии первой степени в размере 100 000 рублей,которую передал в Фонд обороны на строительство танка «Грозный». Трилогия вошла в золотой фонд мировой литературы, была неоднократно экранизирована.

    Широко известная трилогия Петра Лукича Проскурина, в которую вошли романы «Судьба», «Имя твое» и «Отречение», охватывает почти весь советский период русской истории. Действие первого романа разворачивается в начале 30-х годов и заканчивается в 1944-м. В центре повествования — судьба председателя совхоза Захара Дерюгина и его семьи. Из деревни Густищи, средней полосы России, читатель попадает в районный центр Зежск, затем на строящийся близ этих мест моторный завод, потом в Москву. Масштабностью событий отличаются страницы книги, посвященные войне: отступление, эвакуация, работа в подполье, партизанская борьба.

    Трилогия «Московская сага» Василия Павловича Аксёнова охватывает едва ли не самый страшный период в российской истории ХХ века — с начала двадцатых до начала пятидесятых годов. Семья потомственных врачей Градовых, три поколения русских интеллигентов, проходит все круги ада сталинской эпохи — борьбу с троцкизмом, коллективизацию, лагеря, войну с фашизмом и послевоенные репрессии. Но у них есть главное – есть семья, есть отчий дом в Серебряном бору, где вырастали дети и внуки…

        

 

 

 

    Трилогия «Семейный альбом» Дмитрия Вересова— не столько семейная хроника, сколько «приподнятая» над бытом, романтическая и немного волшебная семейная легенда. В центре повествования — четыре поколения не вполне обычной петербургской семьи Луниных-Михельсонов. Эта необычность, в первую очередь, складывается из самих обстоятельств возникновения семьи. Двое влюбленных, Франц и Мария, разлученные Гражданской войной и считающие друг друга погибшими, обзаводятся семьями. Но их клятвы в вечной любви услышаны — только исполнить их суждено уже детям. И судьба ведет их навстречу друг другу, сквозь расстояния, годы и разлуки…

 

 

    Верность семейным традициям помогает выжить и героям романа Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой».

    Сюжет книги разворачивается вокруг истории одной семьи староверов Ивановых, переехавших в Остзейскую землю (Прибалтика) из Ростова накануне Первой мировой войны. Главные герои Матрёна и Георгий Ивановы – старик со старухой – прожили вместе 50 лет и 3 года. Это роман о тяжёлой, даже трагической судьбе семьи, которая пережила потери и лишения. О великом терпении русских людей, попавших в чужие края и о их трогательной любви друг к другу… Всеобъемлющей, всепрощающей, до самого конца…Автор подробно рассказывает о четырех поколениях этой семьи: от корней – старика Максимыча и старухи Матрены Ивановых – до правнучки. Стержень семьи – это живущие в согласии и любви супруги Ивановы. Именно их глазами, в их обыденном восприятии показаны все происходившие исторические события XX века. Несмотря на то что эти простые люди не всегда понимают, что происходит в стране, они до конца сохраняют веру в вековые традиции: например, в то, что ремеслу надо учиться с детства, что людей убивать нельзя, что в праздник одежда должна быть нарядной, а душа – всегда чистой, что в дни горестей и радостей семье следует собираться вместе… Перемены власти в стране члены семьи осознают как посягательство на основы, которые испокон веков считались фундаментом вечного человеческого бытия. Для старика и старухи нет белых и красных, нет русских и немцев. Есть вечные законы, которые преступать нельзя. Ни войны, ни революция не должны разрушить тех основ, на которых крепится семейный уклад Ивановых. Подтачиваться изнутри основы их жизни начнут тогда, когда дети и внуки станут жить по-своему, не всегда вспоминая, что есть Бог и что их когда-то учили об этом не забывать…

    «…Эта история захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагические типажи, «вкусный» говор, забавные и точные «семейные словечки», трогательная любовь и великое русское терпение — все это сразу берет за душу. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти — всё то, по чему тоскует сейчас настоящий Читатель…»

(Дина Рубина)

    Катишонок, Е.А. Жили-были старик со старухой : роман / Елена Катишонок. – Москва : Время, 2012. – 480 с.

   Тема семьи, родительской любви и почитания семейных традиций нашла своё отражение на страницах многих художественных произведений русских писателей. В романах, повестях, рассказах, пьесах предстают различные варианты семейной жизни. Писатели стремились наделить каждого из своих героев, даже незначительного, семьей.