О Сахалинском тоннеле

    О строительстве этого секретного объекта ходили самые разные слухи. В некоторых газетах, особенно уфологической направленности, в конце прошлого столетия даже появились статьи, что тоннель под Татарским проливом был построен, но после смерти Сталина заброшен. В них даже приводились рассказы искателей острых ощущений, будто бы побывавших в полузатопленном тоннеле и видевших в нём брошенную проржавевшую технику. Более серьёзные издания: газета «Аргументы и факты» и журнал «Техника молодёжи» сетовали на то, что строили тоннель заключённые, и потому живых свидетелей, знающих о его существовании, не осталось. Но это не так.

Материковый вход в строившийся тоннель...

Материковый вход в строившийся тоннель…

    Как ни странно, история тоннеля на Сахалин больше освещена в части материкового строительства, т.е. стройки № 507. Наибольшее количество легенд о жертвах сталинских лагерей и среди строителей тоннеля (которые мне довелось услышать), связаны так же с этой стройкой. Сахалинская же часть истории тоннеля очень противоречива даже в деталях. Многие сахалинцы до сих пор путают стройки № 506 и № 6 (как усеченное название 506), утверждают, что существовал вход в тоннель с сахалинской стороны, даже порою место строительства смещают, строителями же тоннеля (сложного инженерно-технического сооружения) называют ЗК. Тем более ценны сведения непосредственных участников строительства. Мне посчастливилось долгое время жить и беседовать с моим дедом Григорием Иннокентьевичем Малковым. Из «крепкой» сибирской семьи, участник первой мировой, раскулаченный в 20-е, он попал на Сахалин в 1929. Я долго не мог понять двойственности отношения деда к происходящему, а умер он в 1978. Мне казалось его свидетельства эпохи надуманные. Только после ухода деда я понял, насколько он был прав. Именно персоналии, а не официальные источники, написанные под цензурой властей, являются зеркалом «истории наших предков, как её послал нам Бог» (Пушкин). В Александровске мне довелось беседовать с большим количеством людей и из отдела кадров стройки, из обслуживающего персонала, из отбывавших наказание на работах….

    У всех своя правда, из которой вырисовывается более мене полная картина. Итак, если позволите, несколько штрихов…

Строительство тоннеля вело сразу несколько подразделений с разными задачами...

Строительство тоннеля вело сразу несколько подразделений с разными задачами…

    Стройка № 6, непосредственно тоннель, дамба с сахалинского берега и т.д. Не забывайте, что до апреля (включительно) 1947 года Александровск был областным центром. Много столичных жителей с переменой статуса города решали куда податься. Стройка № 6 была для многих надеждой. Могла и должна была стать стройкой века. Не случайно, все технические находки строительства были бессовестно передраны иностранцами при строительстве тоннелей под Ла-Маншем и на японских островах. А иностранцев было много на строительстве тоннеля. Основной силой были, конечно, герои Метростроя! Такого созвездия специалистов не знает ни одна другая стройка. Здесь были опробованы шагающие экскаваторы, подводная сварка и многие другие технические новинки.

на строительстве ж/д путей к Сахалинскому тоннелю

на строительстве ж/д путей к Сахалинскому тоннелю

    Житель подмосковного Дзержинска Николай Семёнович Силиков, вспоминал. В 1950 году Силиков вместе с 32 жителями столицы был завербован на специальные работы и отправлен на Дальний Восток. Все эти люди были прекрасными знатоками своего дела: кто в строительстве тоннелей, кто в сварочных работах, кто в создании бетонных конструкций. В октябре их привезли в глухую тайгу, на берег пролива, отделяющего остров Сахалин от материка. Жили сначала в 25-местных палатках. Потом возник благоустроенный посёлок. Руководил работами генерал лейтенант НКВД А.А. Ермолов. Что до жертв (со слов автору начальника кадров стройки Денисова), за весь период стройки № 6 похоронили одну девушку, провалившуюся под лед Татарского пролива вместе с трактором. ЗК на стройке не использовали. Люди, связавшие свою судьбу со стройкой № 6, ждали от правительства отмены бездарного решения по заморозке стройки до 1958 года! Это концентрированная информация от участников стройки № 6.

у поселка и одноименного мыса Погиби тогда и в наши дни...

у поселка и одноименного мыса Погиби тогда и в наши дни…

    Стройка № 506. Не встречаю я что-то упоминания о том, что кроме ж/д путей к стройке относилось ещё и строительство первой паромной переправы на Сахалин! Ведь к 1954 году поезда должны были пойти по паромной переправе! Это место в 15 км. Южнее тоннеля у мыса Уанги называется Дружба. А к 1956 транспортный поток собирались пустить по тоннелю. Вот на этих т.н.линиях, сегодня ведущих в никуда, покоятся останки ЗК, многих сотен, может тысяч…

недостроенная часть причальной паромной переправы в Дружбе

недостроенная часть причальной паромной переправы в Дружбе

    А в самой Дружбе расположили женский лагерь. Вот где драматургия. Лагерь располагался вначале на территории Александровска (в конце ул. Советской до сих пор микрорайон называют «зоной». В 1950/51 на полуторках женщин перевезли в район мыса Уанги на Дружбу. Кто был помоложе, симпатичнее постарались остаться в любом качестве рядом с начальством при конторе стройки в Александровске. Сколько разбитых девичьих судеб повлек этот переезд.

Женщины ЗК конвоируются по улицам Александровска...

Женщины ЗК конвоируются по улицам Александровска…

    Есть ещё один аспект, как-то получил я письмо из Италии от женщины родившейся на стройке и сразу попавшей в детский дом. Она всю жизнь мучилась «печатью» отказницы (когда родители отказываются в роддоме). Несложные поиски мною дали результат… В 1950 году ребенок был сдан в детский дом надзирательницей Александровской тюрьмы. А у ребенка была мама (у которой её отобрали) и старший брат. Представляете чувства «сироты» в наши дни? Тем, кто переехал, повезло ещё меньше. Был я на заброшенном кладбище Дружбы очередной раз в 2001 году. Последние захоронения относятся к 1956 году. А площадь кладбища с приличный поселок. Поразило меня тогда, как медведь приспособил для себя железные могильные оградки. Он одевал на металлические прутья забитых им оленей и «ужинал» с «удобствами».

    Вот два различных взгляда на строительство тоннеля. Нужно это молодым землякам знать? По-моему, да.

бараки строителей ЗК

бараки строителей ЗК

ШИЗО сегодня используют под коптильню рыбы...

ШИЗО сегодня используют под коптильню рыбы…

Для многих (подчеркиваю, свободных специалистов и патриотов страны) Стройка №6 была "стройкой века", затмившей размах БАМа...

Для многих (подчеркиваю, свободных специалистов и патриотов страны) Стройка №6
была «стройкой века», затмившей размах БАМа…

Сколь сильно было их разочарование...

Сколь сильно было их разочарование…

Григорий Смекалов,
заведующий сектором краеведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code