Далеко от Москвы

    Год 2018 для сахалинских нефтяников юбилейный (хотя, по большому счету, я бы добавил к почтенному возрасту ещё пару десятков лет. Не зря же островитяне хранят память о первопроходце отрасли Г.К.Зотове) Немного теряюсь в определении периода, с которого славное имя нефтяников стали ассоциировать с «олигархами», «нефтедолларами», «лоббизмом власти», «показной роскошью»… Настоящих тружеников, на мой взгляд, это не касается. Тем более, что дело архиважное и, в некоторое время, жизненное для народа России. А пиар…? Что поделать — менталитет. Вот в Норвегии, например, на минутку, ТРЕТЬЕЙ (после России и Катара) по добыче нефти (но их то всего 5 млн.человек против наших полтораста…) ВЫ не встретите нигде (в политике, СМИ, на улицах…)нефтяной темы, даже намека Там это моветон. Вот туризм, рыбалка… это всегда пожалуйста.

    К юбилею островных нефтяников мне бы хотелось, как краеведу, сегодня коснуться только одной славной страницы их истории.

    5 апреля 1942 года Гитлер подписал директиву, согласно которой главной целью летнего наступления вермахта стала кавказская нефть. Одной из целей военной операции было лишить Красную армию источников топлива… В то время, как доступ к сахалинской нефти с материка был ограничен. Доходило до абсурда: согласно конвенции о концессиях мы снабжали своих врагов и союзников фашистской Германии японцев вплоть до 1944 года. Сахалинскую нефть использовали против Красной армии и на Хасане, и на Халхинголе, и даже заправляли гитлеровские военные корабли, рейдерствующие на Дальнем востоке (в том числе и против советских гражданских судов)

Вот такие оцинкованные бочки под топливо вермахта до сих пор можно встретить на пунктах
Вторчермета г.Александровск-Сахалинского…

    Еще до начала Великой Отечественной войны, в апреле 1940 года, учитывая перспективы развития добычи нефти на Сахалине, ее транспортировки для народного хозяйства, Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве первой очереди нефтепровода Оха — Комсомольск-на-Амуре. Нефть настолько неотложно требовалась дальневосточным перерабатывающим заводам в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске, что было разрешено финансировать строительство без утвержденных проектов и смет. Однако пока подбирали состав строителей и вели подготовительные работы, началась война. Актуальность строительства нефтепроводной линии Сахалин — материк возросла многократно. Принимается решение завершить прокладку трубопровода в кратчайшие сроки — до сентября 1942 года.

    Зимой как-то прокладку вести сподручнее, но основное строительство пришлось на летние месяцы, а это таки разница большая… Кадров на стройку № 15, как её назвали, по прежнему не хватало. Основными строителями стали заключенные Нижне-Амурских лагерей. Отмечу, среди них были подавляющим числом сахалинцы, семьями сосланные на поселение с острова в 1937-38 годах.

     Сахалинцам «работоспособного возраста» (хотя сегодня это расплывчатое понятие — Г.С.) название книги или фильма «Далеко от Москвы», пожалуй, ни о чем не скажет… А когда-то (почти десятилетие) советские школьники наизусть учили лучшие места из страниц книги. Сначала немного фактов. Роман «Далеко от Москвы» был издан в 1948 г., его автору, Василию Николаевичу Ажаеву в 1949 г. присудили Сталинскую премию, в следующем году по книге сняли фильм, а в 1954 г. композитор Иван Держинский написал по ней оперу, которая недолгое время шла в Москве. Ажаев переехал в столицу, трудился каким-то функционером в Союзе писателей, а в 1968 г. умер.

    Сказки в лагерях писали и другие заключенные. Моим кумиром в детстве был, например, Роберт Штильмарк и его приключенческий роман «Наследник из Калькутты». Но им не светили премии… Интересно поразмышлять КАК бывший политзаключенный совершил головокружительную карьеру в Союзе писателей СССР? Как роман о заключенных стал лауреатом Сталинской премии? Как можно было описать события на «строительном объекте Наркомата нефтяной промышленности СССР и ГУЛЖДС НКВД СССР (проще ГУЛаг) не упомянув о главных строителях заключенных? Когда Вы себе ответите на эти вопросы, станет ясно почему поколения предвоенных и военных лет с гордостью вспоминают о делах минувших лет. Большей частью достойные и благородные люди, оказавшись (по доносу или иной подлости) в ГУЛаге, разочаровавшись в конкретных руководителях, начальниках, командирах… верили в идеи коммунизма и в его конечную победу. Мне видится, что таким был и Василий Ажаев. Наверное, прошлое все-таки грызло Ажаева, донимало. И вот в 1955 г. он начал писать другую книгу, писал и переписывал вплоть до 1964 г. Речь в книге шла о пареньке, каким был он, работавшем сначала на постройке метро, а затем арестованном и попавшем в лагерь; дальше честно рассказывалось о годах в лагере, пафоса в книге было куда меньше и люди были живые, не плакатные — Ажаев много чего в своей московской жизни повидал и понял. Эту новую книгу, «Вагон», он в 1964 г. предложил журналу «Дружба народов», но и в оттепельное время ее не напечатали, на свет она появилась лишь через 25 (!) лет. Тем не менее, я рад , что его книга «Вагон» таки была написана… Но вернемся к «Далеко от Москвы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бестселлер советских времен и иллюстрация к китайскому изданию…

    Роман был основан на подлинных событиях, связанных со строительством первой очереди нефтепровода Оха – Комсомольск-на-Амуре в период 1942 года.…Сложность заключалась в том что раньше здесь ничего подобного не сооружали, у специалистов не было опыта, а ведь труба должна была пройти через десятки рек, через тайгу, через болота и мари. И главное на пути строителей стоял пролив Невельского. И проект сделанный до войны предполагал произвести все эти работы за три года…

первые афиши фильма (к-т «Октябрь»)

    Описанный в книге начальник стройки Батманов, это на самом деле Василий Арсентьевич Барабанов, начальник Нижне-Амурского Управления исправительно-трудовых лагерей НКВД. Сейчас все мы понимаем силами кого был построен это нефтепровод, тысячи заключенных трудилось на его строительстве. В книге Ажаева этот момент был мягко говоря упущен и про заключенных упоминалось только слегка. Конечно, о том, чтобы опубликовать эту правду в 1948 году, просто-напросто не могло быть и речи. Хотя о самом Барабанове отзывались хорошо, говорят он стремился обеспечивать выполнение планов строительства не ценой жизней заключенных, а путём улучшения условий их труда и содержания, и когда он умер в 1964 году на похоронах было очень много людей, в том числе, и бывших заключённых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

визитная карточка сталинского времени уже на иностранных языках…

    Главный инженер стройки Беридзе был написан с Георгия Давыдовича Чхеидзе, о нем упоминается немного: в 30-х был направлен в качестве начальника экспедиции на строительство БАМа, а после назначен главным инженером строительства нефтепровода с острова Сахалин, после им был построены нефтепровод Астрахань-Саратов, более 600 км железно-дорожных путей на Дальнем Востоке и Заполярье, принимал участие в строительстве двух нефтеперерабатывающих заводов в Орске и Омске, построил много жилых кварталов в Комсомольске на Амуре, Орске, Омске и Москве.

следы былых трудовых подвигов

    Людей на строительстве нефтепровода было задействовано более 10 тысяч. Протяженность нефтепровода составила 368 км. Девять километров системы пролегли по дну Татарского пролива – был применен способ свободного погружения заполненного водой трубопровода со льда. Это был первый опыт отечественных строителей по прокладке подводных трубопроводов, для подводных работ привлекли водолазов ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения).

    Трубы были не большие, диаметр всего 325 мм, но покупались они в Америке за золото. Несмотря на ручной труд качество работ было очень высоко: коррозию усердно счищали и выполняли сварку, после изолировщики наносили слой битума, слой джута и еще раз покрывали битумом. В октябре 1942 года все работы были выполнены и нефть побежала по трубе. Трубопровод первой очереди прослужил 40 лет, срез трубы можно увидеть в краеведческом музее им. Гродекова, новый нефтепровод, построенный в конце 70-х не продержался и 20-и.

Самое узкое место между материком и Сахалином… Здесь пытались повторить подвиг
нефтяников строители Сахалинского тоннеля (и тоже в арестантских робах)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code