Чесалин Василий Васильевич

Биографическая справка

Чесалин  Василий Васильевич родился в 1938 году в Смоленске. После окончания Южно-Сахалинского горного техникума в 1963 году работал литсотрудником в газете «Красное знамя», заведующим отделом партийной жизни, заместителем редактора газеты «Красное знамя», а с 1972 по октябрь 1991 года бессменно возглавлял коллектив редакции газеты, которой посвятил всего себя без остатка. В 1988г. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Василий Васильевич Чесалин, человек необыкновенный, влюбленный в сахалинскую природу и историю, активно занимался ее изучением. Как журналист и писатель, неоднократно посещал северные поселки Сахалина, где собирал нивхский фольклор. Результатом этой работы стало написание и издание нескольких книг. Умер в 1991 год.

 

 

ОТВАЖНЫЙ ЫМХИ

 

Два рода были. Род ымхи-зятьев и род ахмалков-тестей. Дружно жили, в гости друг к другу ездили. И вот в роду ымхи родился мальчик, а в роду ахмалков – девочка. Родители их обрадовались и решили породниться.

— Пусть наши дети, когда вырастут, мужем и женой будут, — сказали они. И в знак договоренности перевязали руки мальчика и девочки нитками.

Растут дети. Мальчик уже охотником стал, рыбаком. Девушка – помощницей в доме. Оба растут красивые, крепкие, как молодые лиственницы.

Подошло время, и принялись родители юноши и девушки к свадьбе готовиться. Но тут в роду ахмалков праздник медведя устроили. Приехал на праздник и молодой ымхи. Из соседних стойбищ гости приехали. Весело было. На лучших упряжках гонки устраивали, из луков стреляли, силой мерились. И молодой ымхи всегда победителем был. Радовалась его победам девушка. И всегда люди радовались тому, какой он ловкий и сильный.

А на праздник еще один человек приехал. Понравилась ему невеста ымхи. Глаз отвести не может, все на нее смотрит. Потом говорит ей:

—        В жены хочу взять тебя. Пойдешь в мой то-раф жить?

А девушка отвечает:

— Нет, не пойду. Я молодого ымхи невеста.

Тогда человек тот к отцу и матери девушки пошел.

— Отдайте, — говорит, — свою дочь мне в жены. Большой выкуп за нее дам.

Посоветовались отец и мать и решили – чего бы не отдать, если человек богатый? Однако вспомнили про уговор. Позвали дочь и спрашивают:

— Вот человек хочет в жены тебя взять. Пойдешь с ним?

— Нет, — ответила девушка. – Я только за молодого ымхи замуж пойду. И больше не спрашивайте меня.

На том разговор и закончился. Встал человек, покосился на девушку и говорит:

— Ладно, вы еще пожалеете.

Прошел праздник, гости домой собрались. Ымхи тоже нарты приготовил, а девушка провожать его вышла. И тут налетело на них что-то черное, схватило девушку и унесло за сопки. Юноша и опомниться не успел. Заплакали родители девушки, закричали:

— Ой, беда какая! Нашу дочь пыи кинр – крылатое одноглазое чудовище унесло!

— Не плачьте, — сказал юноша. – Я пойду искать свою невесту. Лучше мне погибнуть, чем жить без нее.

Сказал так и в путь отправился. Едет по тайге. День едет, ночь едет. Другой день едет. Все о девушке думает. Спустился в распадок, остановил упряжку, видит – пень, а возле пня лук лежит. Рядом стрелы в снег воткнуты. Никогда ымхи такого лука не видел. Древко толстое-претолстое. Тетива тоже толстая, как веревка. «Может, кто забыл лук?» — подумал юноша, сел на пень и стал ждать. Но никто не пришел. Взялся тогда ымхи за лук, а он будто прибит. Никак не поднять. Юноша второй рукой за лук ухватился. Все равно поднять не может. Что за лук такой? Бросить хотел, а руки не отпускают лук, словно прилипли.

— Я давно эту приманку оставил здесь, — услышал вдруг юноша.

Оглянулся ымхи на голос и увидел человека в полдерева ростом.

— Кто ты такой? – спрашивает его ымхи.

— Я милк-свистун, — отвечает человек, — как свистну сейчас, твоя голова оторвется.

— Не надо свистеть. Давай поговорим.

— Зачем болтать, время тратить?

Сказал так милк, вытащил большой нож и на юношу кинулся. А тот собрал все силы – откуда только взялись – поднял лук и стрелу в милка пустил. Пробила милка стрела, пропал он куда-то.

Взял ымхи лук, стрелы взял и дальше отправился. Всю зиму по тайге ездил. Нет нигде девушки…

Наступила весна. Пришел он к небольшому ручью. Наловил форели, костер развел, сварил рыбу и спать собрался. Совсем было уснул. Но тут слышит: собака где-то лает. Смотрел, смотрел – нет нигде собаки. А лай все громче и громче. Хотел юноша подкинуть хворосту в костер, чтобы светлее было, а на том месте, где костер горел, земля раскололась и человек вылез. Шкура на нем пятнистая, как на нерпе.

— Хочешь знать, кто я такой? – говорит человек. Я тот самый милк, в которого ты из лука стрелял. Моя собака тебя выследила. Она в небе летает и все видит. Теперь ты от меня не уйдешь.

И давай они снова биться. Юноша из лука стреляет в милка, а тому хоть бы что. Не пробивают его стрелы. Так до самого рассвета и бились. А когда рассвет наступил, милк вдруг начал в землю проваливаться. По пояс ушел, по грудь ушел. Выждал ымхи, когда голова милка под землей скрылась, и в то место стрелу пустил. Вспыхнул под стрелой огонь, а когда погас, ымхи увидел яму. Наклонился, а там шкура милка лежит.

«Вот хорошо, — думает юноша, — я из этой шкуры рубаху сошью. Старая совсем порвалась».

Сшил он себе рубаху и снова в путь отправился. Пошел к широкой реке, плот сделал и поплыл по течению. Плыл, плыл, в излучину реки заплыл. А там на берегу землянка чья-то стоит. «Дай, — думает юноша, — отдохну в ней». Но только к берегу причалил – окликает кто-то. Оглянулся – стоит возле землянки его девушка.

— Спрячься скорей, — говорит она. – А то вернется кинр, и тебя, и меня убьет.

— Не буду я прятаться, — отвечает юноша. — Я биться с ним пришел. Тебя выручать пришел.

— Разве справишься ты с кинром?

Пока они разговаривали, чудовище прилетело. Крылья у него большие, черные, а ростом чудовище с дерево.

Опустился кинр на землю и человеком стал. Смотрит юноша —  это тот самый человек, который на празднике медведя был.

Схватились они за копья – звон пошел. Ударил человек юношу прямо в грудь. Но ымхи убить не смог. Его рубаха из той шкуры, которую милк в яме оставил, защитила. Упал ымхи на землю, но тут же поднялся и взялся за лук. Человек замахал руками и снова крылатым чудовищем сделался. Поднялся в небо, сложил крылья и на юношу стал падать. Но ымхи не растерялся. Прицелился и выстрелил из тугого лука. Попала стрела кинру прямо в голову. Камнем упал он на землю. Раскололась земля, и не стало злого чудовища.

Осмотрели юноша и девушка жилище кинра. Два мешка соболиных шкурок нашли и один мешок украшений всяких. Взяли все это и поплыли вниз по реке.

Много дней плыли, много ночей шли, пока в стойбище ымхи не пришли. Обрадовались родители возвращению юноши. А через несколько дней отец и мать девушки приехали. Юноша отцу девушки два мешка соболей      отдал. Принял старик выкуп за свою дочь, похвалил юношу за отвагу и щедрость. А когда настал день свадьбы, родственники юноши по обычаю котлами

обменялись – свой котел они внутри дома ахмалков оставили, а родственники девушки котел наружу вынесли. Когда юноша и девушка этот котел брали, отец невесты туда нож положил, чтобы мальчик у них родился.

И стали юноша и девушка в одном доме жить, а через год у них сын родился. Когда мальчик подрос, отец по вечерам рассказывал ему, как он с крылатым чудовищем бился и как победил его. А все остальные нивхи приходили к ымхи слушать его рассказы. Слушали, хвалили юношу и своих детей храбрости учили.

 

 

ГОРНАЯ ДЕВУШКА

 

Жил в небольшом стойбище юноша-бедняк с материю. Охотиться и рыбу ловить он еще не умел. Поэтому жили они впроголодь. И вот как-то осенью мать упросила трех старых охотников взять ее сына в тайгу, научить добывать зверей и птиц.

—      Ургур, хорошо, — сказали охотники, — только пусть он слушается нас.

Наконец настал долгожданный день, и пошли они все четверо ставить ха — ловушки — на соболя, лисиц, зайцев. Охотники выбрали себе самые богатые дичью участки. А юноше сказали:

—Ты далеко не ходи, заблудишься. Что подумает тогда о нас твоя мать? Ставь ловушки поближе. А когда поставишь, принеси воды, разожги огонь, приготовь чай. Мы придем к тебе в гости.

Молодой охотник обещал все сделать так, как они сказали, и насторожил ловушки в нескольких шагах от зимовья.

Через три дня настала пора проверять их. Юноша надел лыжи и отправился по своему следу. Ушли и старшие. Возвратились они каждый к своей избушке с большой добычей. Только молодой охотник вернулся ни с чем.

Обходили звери его ловушки стороной и в другие дни. Всего лишь несколько зайцев попалось в петли. Зато у старых охотников недостатка в добыче не было. И как-то вечером, когда они собрались на зимовье юноши, один из них сказал:

—      Вот побудем еще немного и пойдем домой. Богатыми станем.

—      Мы согласны, — закивали остальные.

Юноша услышал, о чем они говорят, и задумался. Дома больная мать, юколы осталось немного. Вот если бы у него было столько шкурок, сколько у охотников. Тогда бы он не знал горя. Надо, пожалуй, ставить ловушки в другом месте.

Так молодой охотник и сделал. Очень разозлились старшие — как этот юноша смел ослушаться? — и стали бранить его…

Со слезами на глазах ушел юноша утром в лес. Видит — на высоком дереве сидит птица. Только охотник снял лук и достал стрелу, как в лицо ему посыпался снег. Протер юноша глаза и замер от удивления. Стоит перед ним девушка. Красивая, стройная, в глазах солнце светится.

—      Опусти свой лук, — говорит она охотнику, — я пришла тебе помочь.

Понял юноша, что перед ним Палшанг—Горная женщина, опустил лук. Хотел прощения просить. Но та остановила его:

—      Незачем терять время. Иди проверь свои ловушки. В каждой из них ты найдешь по соболю. Но только смотри, никому не рассказывай, что видел меня.

Опять взметнулся снег, а когда метель улеглась, вокруг уже» никого не было. Заторопился юноша к ловушкам. Уж очень хотелось ему проверить — не сон ли это приснился. Но в каждой ловушке он и вправду нашел по соболю.

Когда старшие увидели его с большой добычей, очень удивились. Стали расспрашивать, что да как. Но юноша помнил наказ Палшанг и ответил, что для него выдался удачный день.

С тех пор его ловушки всегда были полны соболей и лисиц, а в петли часто попадали птицы. Вскоре у молодого охотника накопилось много шкурок. Теперь будет за что еды купить, и несколько ездовых собак, и новое копье, и топор. Но юноша еще не знал, что затевают старшие. А те договорились украсть у него добычу.

Вернулся как-то молодой охотник из тайги. Глядит — зимовье разрушено, нет ни охотников, ни шкурок. «Может, — подумал он, — старшие разошлись по своим избушкам?» Но и там никого не было. Догадался юноша, что произошло, и кинулся вдогонку.

Бежал он, пока из сил не выбился. Сел под деревом, заплакал. И тут слышит — зовет его кто-то. Поднял голову, а это опять та самая девушка.

—      Не плачь, юноша. Все твои шкурки вернутся к тебе, — сказала она. — Сейчас ты догонишь охотников.

И с этими словами она взмахнула рукой. Поднялся ветер, зашумели деревья. Пронесся лывдр — вихрь, подхватил юношу, поднял над сопками. Потом опустил на поляну. А там сидят трое охотников, украденное делят. Подошла к ним Палшанг, снова взмахнула рукой. Закружился снег вокруг охотников, а когда ветер чстих, юноша увидел, что они стали тонкими и длинными, как стволы деревьев. Собрала девушка их добычу, отдала юноше. Охотники все это видят, зубами скрипят, а с места сдвинуться не могут. Юноша и девушка тем временем отправились дальше. Возле самого селения Палшанг свернула в сторону и скрылась в лесу.

А трое охотников так и остались в тайге. Высохли от злости и превратились в старые деревья. Когда над ними проносится ветер, тогда деревья начинают скрипеть. Это жадность пытается выбраться на свободу.

Сухие деревья и сейчас можно встретить в лесу. Только угадать трудно, какие выросли сами по себе, а в какие превратились охотники.

 

 

См.: Чесалин Василий Васильевич: информационно-библиографическая список / Александровск-Сахалинская ЦБС, Информационно-библиографический отдел; сост. Н. В. Ищенко. — Александровск-Сахалинский: МУ Александровск-Сахалинская ЦБС, 2001. — 20 с.: ил. — (След в истории).

Чесалин, Василий Васильевич. Здесь начиналась история / Василий Чесалин; [ред. Н.Е. Кукушкин]. — Южно-Сахалинск : Дальневосточное книжное издательство. Сахалинское отделение, 1987. — 48 с. : фот.

Чесалин, Василий. Копьё хозяина горы : нивхская легенда / В. Чесалин ; ред. сов. Т.В. Пчелинцева, О.Н. Масюкова, И.А. Хрипунова; сост. Е.Б. Енина; ил. С.Ю. Михайленко; фото Э.И. Чесалиной. — Александровск-Сахалинский : МУ АС ЦБС, 2011. — 10 с.: ил.

Чесалин, Василий Васильевич. Отважный ымхи : нивхские легенды / Василий Васильевич Чесалин. — Южно-Сахалинск : Дальневосточное книжное издательство, 1981. — 30 с.