- Муниципальное бюджетное учреждение - https://ashcbs.ru -

История кроется в деталях…


[1]

    Морозы за окном не отпускают нас на длительные прогулки, и очередные выходные я снова использую интернет ресурсы… Не секрет, что прошлый год прошел под флагом (считаю удачным) создания и шествия по области комиксов в стиле японской манги «Побеждать без оружия» об истории и подвигах нашего земляка Василия Ощепкова.

    Изучая непривычный для меня жанр манги, я неожиданно обнаружил, что очень большое число наших подростков увлечено такой формой познания информации. Комиксы закачиваются в их смартфоны и есть много времени в переездах, перерывах, переменах погружаться в истории героев. Лично я ЗА книги, но, коли есть такое явление , не бросать же наших детей в океан сетей без ориентиров…

[2]

    И вот нахожу полнометражную многосерийную мангу «Golden Kamuy» («Золотое божество») автор Нода Сатору. И он сам и вполне серьезные ученые подают это произведение, как историческое. В интервью газете «Асахи Симбун» Накагава Хироси, профессор айнского языка в Университете Тиба  выразил огромное уважение к самоотверженности Ноды в исследованиях: «Я был удивлён, как он изобразил персонажей в мельчайших деталях. Если бы я создавал учебник по айнам, я бы с удовольствием напечатал в нём этот образ».

    Поскольку герои повествования, события и регион близки нашему Сахалину, возникает ряд вопросов, а может и комментариев для увлеченных просто сюжетом «исторического» комикса.

[3]

 

    Манга уже переведена кем-то на русский язык, а значит гуляет по смартфонам наших детей. Вот кадр из неё, чтобы понять театр действий героев.

    Начало XX века, ветеран русско-японской войны Саити Сугимото, за ратные подвиги прозванный Бессмертным, трудится золотоискателем на Хоккайдо, чтобы обеспечить супругу покойного товарища. Однажды он находит часть карты, указывающей путь к сокровищам айнов, коренного народа Японии, а затем встречает и его представительницу — охотницу Асирпу, которая хочет отомстить за смерть отца. Вместе они отправляются на поиски, но к диким условиям и жуткому холоду добавляется внезапно начавшаяся в стране золотая лихорадка. А, как известно, нет ничего опаснее одержимых людей.

[4]

Сугимото и Асирпа

    Особую пикантность манге (правдивость) придает наличие в повествовании героев с русскими корнями (хотя и автор высказывает к ним некоторое уважение, но…восток дело тонкое).

    Один из персонажей  Василий Павличенко ( Vuashiri) — русский снайпер, который одержим целью отыскать Кироранке (по совместительству член «Народной воли» и участник покушения на императора Александра II  :0)) и Огату чтобы задержать их и заставить ответить за свои преступления перед Русской императорской армией.

    А чтобы японцам было ясно занятие Василия, автор присваивает ему фамилию известной всему миру по выступлениям в годы Второй мировой войны советского снайпера Людмилы Павличенко (1916-1974) (и то радует, что знают этого исторического персонажа)

[5]

[6]

Василий Павличенко

[7]Вилк

    Наиболее одиозный для меня персонаж (куда там В.С.Пикулю- Г.С.) Вилк (Григорий , что для меня не подарок, Uiruku, у него много имен) — отец Асирпы и революционер, который боролся за независимость этнических меньшинств на Хоккайдо, Карафуто и Дальнем Востоке России. Также известен под прозвищем Ноппера-Боу  ( Nopperabou), которое ему дали в тюрьме Абасири. Считалось, что он убил ограбил семерых Айну, которые собирали и хранили золото для противостояния японскому правительству, которое притесняло их народ. Во время своего тюремного заключения Ноппера-Боу выбрал нескольких заключенных и нанес на их тела татуировки, вместе указывающие на местонахождение золотого клада.

    В 1841 (по сюжету, хотя речь идет о периоде с 1875 по 1905 годы айны, как коренной народ Сахалина оказались разделены. Треть айнского племени, 850 человек, была насильственно вывезена на Хоккайдо и подверглась японизации, большинство из них умерли, часть вернулась — Г.С.) )году Айну решились эмигрировать в Хоккайдо, но поскольку Вилк был только наполовину Айну (мать была из Айну а отец Поляком) его семья не могла забраться на борт корабля, чтобы эмигрировать с большей частью его деревни на Хоккайдо и поэтому он остался вместе с родителями в Карафуто. По словам Вилка, большинство переселенцев охватила эпидемия и никто из них не вернулся обратно. В молодые годы Вилк вместе с Кироранке бродили по всему Карафуто и через это получили прозвище «мускусы», подобно мускусным оленям, которые имели привычку не спать на одном и том же месте.

    По словам Инкармат (девушка айну), впервые она встретила Вилка, когда тот только прибыл в Хоккайдо. Он не мог говорить на японском, а его произношение айну было с акцентом Карафуто. Он рассказал ей, что его отцом был поляк, а мать из Айну Карафуто. Поскольку до Русско-Японской войны, Карафуто был частью российской империи – там жило много поляков, что были притеснены, туда российской империи и высланы далеко на восток, поэтому подобные браки были явно обычным делом.

    С молодости Вилк работал вместе с этническими меньшинствами, в попытке получить независимость от российской империи. Он присоединился к экстремистской группе революционеров в России, известной как «Народная Воля». В Санкт-Петербурге, в 1881 году, он сражался бок о бок с Кироранке когда Александр II шествовал по дороге перед большой толпой, им удалось подорвать его карету, вот только в это время взрывом зацепило самого Вилка который пытался подобрать взрывчатку Кироранке который в свою очередь не сумел забросить её в карету.

    Улицы полные людей предались панике и хаосу после взрыва от рук организации, Кироранке унёс раненого Вилка в безопасное место. Несмотря на то, что другие члены «Народной Воли» были арестованы и казнены, Кироранке и Вилку удалось бежать от наказания, но стать жертвами вечных розысков по всей России. Будучи раненым, он отплыл в Отару, что в Хоккайдо.

    Отмечу, что это фантазии автора «исторического» повествования Нода-сенсея. Хотя линия на «правдивость» прослеживается… В Японии очень хорошо знают исторического персонажа Б.О. Пилсудского и его неприязнь к российскому престолу.

[8]

Сугимото (Бессмертный) и Асирпа (Будущее)

    Больше всего меня заинтересовал сборный герой комиксов — 7 дивизия японской императорской армии. Не многие подразделения пережили военные конфликты, тем более после окончательного поражения милитаристской Японии. А вот 7 дивизия сохранилась, и даже в современных Силах самообороны. Более того штаб и сегодня дислоцируется в Асахикава. Там же размещен и музей подразделения, которое при жизни стало не только самым боевым, но и героем легенд и комиксов. Я дважды бывал в этом музее, хранящем множество реликвий и фотодокументов боевого пути…

[9]

Музей 7 дивизии в г. Асахикава

    В манге Отоношин Който ( Koito Otonoshin) — является младшим лейтенантом «7-й дивизии». Полностью подчиняется приказам первого лейтенанта Цуруми. 7-й Дивизия – это одно из военных подразделений, ранее возглавляемое покойным генерал-лейтенантом Ханазавой Коджиро. Взвод, находящийся под командованием Цуруми Токуширо, является действующей военной повстанческой группой, планирующей восстать против центрального правительства. С помощью золота, группа Цуруми хочет закупить оружие, захватить главную базу 7-ой Дивизии в Асахикаве и создать свое военное правительство на Хоккайдо.

    Прадед автора манги, которого так же звали Саичи Сугимото, служил в 27-ом кавалерийском полку 7-ой Дивизии во время русско-японской войны. И даже награжден самым почетным среди солдат орденом «Золотого Коршуна»

[10]

шеврон 7 пехотной дивизии

    «Хокучин» дословно означает «Победили Север». «Север» в данном контексте означает Россию. Кодовое название 7-й Дивизии — «Медвежий Дивизион» ( Kuma-heidan).

    Возможно, при создании некоторых персонажей из 7-й Дивизии, автор вдохновлялся реальными военными, состоявшими в 7-й Дивизии в разные периоды времени. Например Вада Коуджи и Ханазава Коджиро имеют внешнее сходство с Уэда Арисавой и Осаку Наохару, бывшими командирами Дивизии. А Усами Токисиге, вероятно, назван в честь Усами Окииэ, командира 1930-х годов.

[11]

предметы солдат армии тонденхей

    На Хоккайдо 7-ая Дивизия широко известна как «Подразделение Севера» (Hokuchin Butai) и последняя оборона Севера. Считаются самым сильным подразделением японской армии.

    Откуда боевые традиции и военные победы этих «Медведей»? И что их связывает с Россией и Сахалином в частности?

    Сугимото Бессмертный был тонденхеем…

    В тонденхей ( солдаты, дислоцированные в полях, буквально «солдаты полевого лагеря») были военными поселенцами-колонистами, завербованными после реставрации Мэйдзи для развития и защиты северной границы Японии в Хоккайдо и Карафуто от иностранных государств, в частности императорской России. (Термин тонден происходит из древнего Китая, где ополченцы-колонисты также использовались для защиты имперских границ.) Первыми новобранцами в Японии были бывшие самураи, чьи феодалы выступали против сил Мэйдзи, и поэтому чьи владения были упразднены, оставив их без приносящей доход работы. Более поздние рекруты включали простолюдинов, а также самураев.

[12]

в домах тонденхей ещё можно встретить доспехи обедневших самураев…

    Если и грубое сравнение, зато понятное: тонденхеи выполняли функции наших казачьих войск на границах империи…

    В 1875 году первая группа из почти 200 бывших самураев и их семей прибыла на Хоккайдо и поселилась в районе Котони в Саппоро. В течение двух лет более 2000 семей тонденхей прибыли на Хоккайдо. В деревнях Тонденхей обычно проживало от 150 до 220 семей. Большинство деревень находилось на западной стороне острова, в долине реки Исикари недалеко от Саппоро и Такикавы, а также в плодородном бассейне Камикава вверх по течению от Асахикавы. (Вот как раз в Исикари насильно сгоняли айну с Сахалина Большинство из которых умерло от болезней и лишений -Г.С.) Но рядом со стратегическими портами на юге и востоке также были военные колонии, такие как Муроран, Аккеши и Немуро. Всего более 7000 семей тонденхей помогли основать около 40 деревень на острове.

[13]

однако знатокам единоборств были не чужды и другие орудия, с которыми они управлялись так же блестяще

    Правительство снабдило каждого солдата униформой для холодной погоды, а каждое домохозяйство — восемью акрами земли и домом с русской печью. Все поселенцы мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет были распределены по полкам. Как у бывших самураев, у них часто были мечи в дополнение к огнестрельному оружию военного образца. Летом они занимались сельским хозяйством, а зимой выполняли большую часть своих военных обязанностей. Многие самураи не привыкли к земледелию, особенно к выращиванию таких северных культур, как фасоль и картофель, но семьи работали вместе, чтобы приспособиться к суровому климату.   

    Отсюда, я так понимаю, самурайский дух и знания воинских единоборств, помноженные на способность выживать в трудных и суровых условиях.

    В период русско-японской войны 7-я Дивизия располагала четырьмя пехотными полками. Также у них была кавалерия и полки артиллерии, а количество солдат было приблизительно равно 20 000.

[14]

[15]

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наступление 7 дивизии с северо-запада на Порт-Артур в 1904 году. В Японии даже снят художественный фильм «Высота 203» в нашей истории известная, как гора Высокая, доминирующая над крепостью Порт-Артур Главный памятник обороны — Г.С.). Победой назвать захват японцами Высокой сложно. За почти 300 дней боев абсолютное большинство солдат 7 дивизии были убиты и ранены.

    Во время русско-японской войны, солдаты 7-й Дивизии были отправлены в самые ожесточенные сражения во время осады Порт-Артура и Мукденского сражения. Несмотря на тяжелые потери, их вклад был жизненно важным для победы японцев. Высота 203 была захвачена группой под командованием Цуруми Токуширо. У Нода-сенсея в сюжете после окончания войны, центральное командование обвинило Ханазаву Коджиро, бывшим тогда генерал-лейтенантом 7-й Дивизии, во всех неудачах, связанных с высотой 203. В последствии, правительство обвинило и подчиненных Ханазавы в его самоубийстве, из-за чего солдаты, не только не получили наград и жалований за свои заслуги, но и стали изгоями среди всей армии.

[16]

форма солдат 7 дивизии времен  войны 1904-1905 гг.

    Настоящим Сугимото Саити был тондэнхэй (солдат, посланный на Хоккайдо не только для охраны острова, но и для его развития) с Кюсю. Находился в составе 27 кавалерийского полка 7-й дивизии и отправился на русско-японскую войну. Он был героем, прорвав осаду 2000 русских солдат должны были призвать подкрепление, чтобы помочь 500 японским солдатам. Пуля пасла его тело, но ему удалось прорваться и вернуться с 4000 солдат. Русские убежали, капитан Сугимото обнял вернувшегося героя, и все в его батальоне выжили. За этот акт храбрости Сугимото Саити был награждён орденом Золотого коршуна, и он получал хорошую пенсию, пока не умер в свои 60 лет от туберкулёза во время Второй мировой войны.

    Нода-сэнсэй сказал, что Сугимото Золотого Камуя позаимствовал имя своего прадеда. Он считает их двумя разными людьми. Теперь в интервью управляющий редактор Golden Kamuy, Оокума Хаккоу, упомянул другой прототип для Сугимото: «Fujimi no Funasaka Hiroshi» (30 октября 1920 — 11 февраля 2006). Ну, Фунасака родился слишком поздно, чтобы быть вовлеченным в русско-японскую войну, но его жизнь была действительно насыщенной событиями, чтобы заслужить быть моделью для главного героя манги

[17]Фунасака Хироши один из двух прототипов главного героя

    Ещё одна любопытная линия сюжета это всё, что связано с загадочным народом айну…Мы расстались с Вилком, когда он раненный добирается с Сахалина до Хоккайдо, где его принимают  айну.

    Он проводил с Инкармат каждый день и, по её словам, он был христианином по вере своего отца. Но вещи, которым она его обучала: вера в Айну из Хоккайдо, информация об этих местах, их язык, еда и всё остальное, в ответ чему, мужчина принял все это. Вилк, что был излечен этими землями влюбился в Айну Хоккайдо.

[18]

    Несмотря на чувства, которые Инкармат чувствовала по отношению к Вилку, мужчина не ответил взаимностью и со временем полюбил другую красивую женщину Айну которая родила ему дочь Асирпу и которой мужчина рассказал о том, что всему, что знает он о Айну Хоккайдо узнал от её матери, а не подруги Инкармат о которой мужчина никогда не упоминал.

    Спустя какое-то время Вилк ограбил «айну» – народ, веками обитавший на японских островах, чей уклад жизни сравним с древними охотниками и собирателями. Каким-то образом одно из племен собрало 75 килограмм золота. Некий человек вырезал все племя ради таких несметных богатств, успел спрятать награбленное, но его самого посадили в одну из самых страшных тюрем Японии, откуда выйти просто невозможно.

[19]

   автор в гостях у айну Хоккайдо

    Так, убийца и грабитель стал известен в узких кругах, а его надзиратели годами пытались вырвать из истерзанного преступника местоположение легендарного клада. Но этот человек молчал, несмотря на жуткие пытки.В конце концов, осознав, что выйти и забрать золото самому или безопасно доверить кому-то свою тайну ему не удастся, он собрал группу заключенных и нанес на их тела татуировки. Каждый из его сообщников стал живой картой, но с одним маленьким условием: чтобы построить путь к богатству, нужно с каждого из сообщников снять кожу, и, совместив части головоломки, получить карту сокровищ.

    Пересказывать сюжет дело неблагодарное (надеюсь не утомил?)…Переходим к «морали басни»

    Исторический факт. В Японской Императорской Армии времён русско-японской войны реально существовала седьмая дивизия, и квартировалась она именно на Хоккайдо. Позывной у них был Кума-Хейдан или же «Медвежья Дивизия», и они действительно участвовали в осаде Порт-Артура. Вот только вряд ли в свободное от боевых действий время занимались поисками золота айнов. И уж тем более сомнительно, что они бегали по Хоккайдо за двадцатью четырьмя татуированными заключёнными тюрьмы Абасири, среди которых затесался и сам дьявольский замкомандир Щинсенгуми Хиджиката Тощидзо. А вот в «Камуе» и занимаются, и бегают.

[20]

   фактические действия 7 дивизии в 1919 году, оккупация моего родного Александровска

    А вот, если бы автор продолжил путь 7 дивизии, то мы бы узнали, что «медведи» за короткий период умудрились быть и нашими союзниками (в Первую мировую) и интервентами в Приморье 1918, и оккупантами в 1920-1925 году на Северном Сахалине…

[21]

   г. Александровск, оккупированный 7 дивизией 1921 год

    Причем наш отзывчивый народ, порою, даже добрым словом поминают этих мастеровых солдат…Ведь долгие годы мы пользовались построенными ими железными дорогами и мостами, водопроводом и электростанцией, морпортом и телефонной связью…

    За долгих пять лет присутствия на Северном Сахалине появились международные семьи. И корни сахалинцев нет-нет да и проявляются в диаспоре в Японии…

[22]

материалы сахалинского периода подразделения

[23]

    Напротив здания музея 7 дивизии в Асахикава расположен огромный стадион и бронзовая скульптура во весь рост лучшего бейсболиста Японии всех времен Виктора Старухина. Мы с удовлетворением отмечаем, что лучший сумоист Японии 38-кратный ёкодзуна Коки Ная (Тайхо) родом с Сахалина. Мы гордимся первым русским дзюдоистом нашим земляком Василием Ощепковым. Хотите, чтобы японцы улыбнулись Вам, произнесите Карафуто кен (Сахалинская собака-герои и любимцы японцев) и Вы будете поняты и приняты как хороший сосед. Я так понимаю , что на поприще истории можно дружить и общаться. Вот только обращайте внимание на детали…

[24]

Стадион и бронзовая скульптура лучшему бейсболисту Японии Виктору Старухину в Асахикава напротив музея 7 дивизии.