- Муниципальное бюджетное учреждение - http://ashcbs.ru -

Страницы Истории-Родина сахалинских корабелов

    Речь сегодня пойдет о временах, когда Сахалин связывали со страшным словом — каторга. Но и в то далекое от нас время в посту Александровском проживали не только ссыльнокаторжные. Были среди жителей поста талантливые люди, самородки, способные из подручных средств делать вещи, восхищавшие островитян, и не только. Без них освоение островного края представить невозможно. О таком человеке писал А.П.Чехов в черновом варианте «Острова Сахалин». Восхищаясь талантливым механиком-самоучкой Бонифатием (у Чехова Манифатий) Петровичем Лукьяновым, писатель все же не отвел для него место в окончательном варианте книги. Ну да Бог ему судья.

    Из чеховской же переписи узнаем, что Бонифатий Петрович родом из Санкт-Петербурга, свободного состояния, мещанин, с 1880 года на Сахалине. К приезду на остров в 1890 году писателя Лукьянову было 40 лет и он с сожительницей и четырьмя дочерьми жил в посту, работая заведующим литейной мастерской. Профессию свою он определял — механик!

    Дополнительную информацию о Лукьянове встречаем у И.П. Ювачева, будущего писателя Миролюбова. В книге «Восемь лет на Сахалине» и в письмах М.А.Кржижевской Иван Павлович описывает свое плавание с Лукьяновым на катере в 1891 году: «Вонифатий (так в тексте) Петрович Лукьянов показывал сегодня хорошие и дурные стороны буксирного морского пароходика «Князь Николай Шаховской». Он очень зарывается, как говорят, на волнах, т.е. заливает его с носа волною, посему г. Лукьянов приделывает на носу высокий фальшивый борт (фальш-борт). Машина — грубая по работе. Пароходик приспособлен главным образом для буксировки, а не для прогулок, как на яхте».

[1]

И тем не менее Ювачев, сам морской офицер в прошлом, на этом грубом паровом катере в 1891 году делает первую лоцию Александровского рейда и прилегающей акватории. В этом несомненная заслуга и механика-самородка Лукьянова. В мастерских Лукьянова (у нынешнего пешеходного моста через реку Большая Александровка) производились и более сложные «операции».

    В 1898 году в Сахалинском календаре К.Х.Ландсберг писал: «В тех же мастерских изготавливаются и такие ответственные вещи, как паровые котлы, и принадлежности к механическим двигателям вообще. Как лучшей рекомендацией для мастерских может служить тот факт, что морские пароходы, приходящие на наш рейд и нуждающиеся в возобновлении отдельных частей своих механизмов, всегда обращаются сюда с заказами, по их исполнению находя это не только дешевым, но и доброкачественным. Наши паровые катера, известные своею выносливостью во всякую морскую погоду, снабжены паровыми котлами местного производства и ежегодно ремонтируются средствами исключительно своих мастерских».

    Наличие заказов на работу с металлом толкнуло умельцев на следующий эксперимент — в 1890 году тюремное ведомство поручает Лукьянову выплавку чугуна из местной руды. Опыт оказался удачным! При наличии угля Александровск мог стать городом металлургов. Но результат положили под сукно.

    В 1902 году горный инженер Клее открыл близ самого поста Александровского богатые залежи железной руды.  Была сделана заявка на разработку, но война помешала осуществлению мероприятия.

[2]

В связи с вышесказанным хотелось бы для скептиков и «экономистов», не видящих перспектив в промышленном освоении Сахалина, привести слова А.А.Панова. Еще в 1905 году он писал в книге «Сахалин как колония»: «Сахалин сделался колонией ссыльных только случайно, только потому, что мы не сумели иначе распорядиться с этим богатейшим островом. Трудно найти другой уголок, где бы на таком сравнительно небольшом пространстве (66 тысяч кв. верст) было сосредоточено так много самых разнообразных естественных богатств».

    В 1896 году губернская газета «Владивосток» писала: «Приятно отметить факт самодеятельности ссыльного населения в эксплуатации рыбных богатств Сахалина. Один из обывателей поста Александровского, мещанин из ссыльных, некто Бельт, вздумал применить электрический свет при ловле рыбы в бухте Жонкиер. Что всего любопытнее в этом предприятии, так это то, что динамо-машина, проявившая силу в 500 свечей, сделана на месте по собственным чертежам и собственным трудом опять-таки местного ссыльного Василия Вольнова». Не правда ли, отличается от привычного образа каторжных работ?

    В этой заметке нас интересует «некто Бельт» (желающие могут найти информацию и о полит-каторжанине Вольнове). По чеховской переписи в соседнем с Лукьяновым дворе проживает Яков Андреевич Бельте, 1851 года рождения, уроженец Риги, на Сахалине с 1886 года. Случайность? Оказалось — нет. Помимо соседства их связывает и страсть к механике.

     Имя Я.А.Бельте, создателя парового дощаника «Сахалин», навечно вписано в историю Дальнего Востока. Михаил Ефимович Жданко, высокообразованный морской офицер, гидрограф, будущий генерал, в своем сухом отчете в дирекцию гидрографического департамента морского ведомства уделил «Сахалину» огромное место, и было из-за чего: «Построено оно (судно) в посту Александровском на Сахалине самим его владельцем Бельте. Корпус его, в виде большой ванны, сколочен из досок, котел сделан кузнецом-самоучкой там же, а машина собрана из остатков механизмов разных пароходов и паровых катеров, разбившихся у Сахалина. Сидит этот дощаник кормой три фута (меньше одного метра), а носом — минус один фут (60 см.), так как нос поднят выше воды на один фут. Фигура подводной части получается поэтому очень своеобразная, но все-таки создание это плавает, ходит в штиль четыре узла и совершает переходы из Дуэ в Николаевск».

    Именно «своеобразность» дощаника «Сахалин» Я.Бельте позволила М.Е.Жданко использовать его при промерах Восточного фарватера Амурского лимана в 1903 году. Заводские катера по такой мелкой воде просто не могли работать.

    Таким образом, Александровск стал родиной еще одной славной профессии на Сахалине — корабельной. 

Григорий Смекалов, заведующий сектором краеведения.