Сахалин век XII
Обсуждая на страницах сайта историю народа айну «спустившегося с небес» и теорию палеоазиатов, мы упускаем, на мой взгляд, существенный период, который достаточно описан учеными. Период управления Сахалином Золотой империи Цзинь. Ученые соседних стран, как впрочем и наши, едины в одном эти народы не были ни китайской, ни японской нацией…
Наследники Золотой империи
«Чжурчжэни… Специалистам по истории Дальнего Востока об этом народе известно так много, что они выпускают большие труды, посвященные его государственному становлению, быту, экономике, культуре, гражданской истории, завоевательным походам, оборонительным войнам и трагическому концу, однако я давно заметил, что такие специальные сочинения не доходят до широкого читателя, которого я избрал спутником в настоящем путешествии по минувшим векам.
Любознательный Читатель. — Знаете, ничего не довелось встретить об этих… как вы сказали?
— Чжурчжэнях. Это был многочисленный и сильный народ, значительно опередивший в своем развитии жителей центрально-азиатских степей. Государство чжурчжэней занимало огромную площадь, охватывающую Приморье, Маньчжурию и Восточную Монголию… Но судьба этого государства сколь героична, столь и трагична.
Чингисхан предусмотренно, провокационно оскорбляет посла восточных соседей, на его глазах плюет в сторону чжурчжэнской границы. Это означало войну, и войну большую.
Все чжурчжэни, способные держать оружие, вышли мужественно встретить смерть, далекие предки нанайцев, ульчей, удэге и орочей тысячами гибли на полях, сопках и крепостных стенах, в лесных горных фортах… Таким образом, борьба чжурчжэней на целых восемь лет отсрочила нашествие Орды на Русь. Любознательный Читатель. — Действительно, исторические судьбы Руси оказались связанными с судьбами чжурчжэней.
— Да!
Любознательный Читатель. — Это был народ-герой, а все героическое в истории нужно человечеству для будущего.
И величие всемирной, истории в том, что она неуничтожима…»
В.Чивилихин. «Память»
Тай Император Золотой империи
Мы живем с вами в трудное и очень интересное время. Еще свежи познания, полученные из идеологизированных исторических изданий советского времени. Нас убеждали — русские пришли на сахалинскую землю, принеся культуру и цивилизацию темным и задержавшимся в первобытнообщинном строе аборигенам. Маленькая ложь рождает большое недоверие. Может быть, поэтому у значительной части «великоросского» населения острова проскальзывает пренебрежение к проблемам коренных жителей острова. Время собирать камни…
Может быть, советские историки не знали о существовании великих культур и цивилизации, созданных предками коренных народностей Сахалина? Может быть, для них не существовало Золотой империи Цзинь и ее героической борьбы за независимость от полчищ Чингисхана? Могу только утверждать — не могли не знать!
Летом 1881 года один из первых исследователей Сахалина Иван Семенович Поляков обнаружил и впервые описал «техническое земляное сооружение, как он назвал крепость в Александровске. Позднее на Сахалине были обнаружены еще по меньшей мере пять аналогичных крепостей. Известно, что средневековое городище (так стали называть эти фортификационные сооружения), по мнению И.С.Полякова, располагалось на Кладбищенской горе, на стороне ее, обращенной к Слободке Малая Александровка, то есть на юго-восточном склоне: «…это — валы, образующие в совокупности четырехугольник или квадрат, по каждому измерению можно определить длину валов в 50 саженей (т.е. примерно 100 м.); следовательно, внутри сооружения будет находиться около квадратной десятины пространства, защищенного со всех сторон валом, высота которого над общим уровнем почвы простиралась, вероятно, аршина на полтора или два (т.е. 1-1,4 м), а над дном внутреннего в квадрате пространства — на большую величину».
Учитывая, что эта часть старого города (над мостом, которым заканчивается дорога, ныне улица Чехова, ведущая от тюрьмы в Слободку) менее всего пострадала от перепланировки, можно с уверенностью сказать, что сегодня на место древней крепости можно попасть по длинной лестнице, поднимающейся от улицы Чехова к улице Учебной.
Выполненная реконструкция (на рисунке) позволяет уточнить топографическое расположение городища: оно находилось примерно в 100 м. к северо-востоку от края морской террасы, вытянутой с северо-востока на юго-запад, на 16-19-метровых отметках. С юга, востока и запада подход к городищу был затруднен склонами террасы и водными преградами (в конце XIX века вдоль западного основания террасы проходил рукав реки). Приведенные данные также хорошо согласуются с тем, что на карте XIII века, которую привез в Европу Марко Поло, Сахалин изображен довольно четко.
Для составления такой карты нужна длительная традиция изучения региона, которая могла в то время исходить только из Китая и его ближайшего цивилизованного окружения. Марко Поло мог получить эту карту во время своего пребывания на Востоке в 1271-1295 годах, следовательно, она была составлена раньше, т.е. либо в XII веке, либо в начале-середине XIII. Интересную информацию дают сами названия городищ «Калахотуань», «Нэйхотуань», «Силахотуань». Во всех трех присутствует знакомое востоковедам слово «ТУАНЬ». Оно обозначало первоначально и «ремесленников одной профессии», и «торговые ряды на рынках, и, собственно, ремесленные корпорации». С XI века «туань», т.е. ремесленно-торговые цехи, превратились в официальные и обязательные объединения. Они возникали как организации, защищавшие своих членов от феодалов и от конкуренции, и обеспечивали им «наиболее благоприятные условия на местном рынке». Это были корпорации, которые обладали некоторым самоуправлением, но «не имели в городах никакого политического влияния».
Постараемся суммировать все сказанное. Чжурчжэнские, т.е. цзиньские, городища появляются на Сахалине, вероятнее всего, в ХII, может быть, в начале XIII века. Возникают они как «туани», т.е. поселения ремесленников и торговцев. Облик этих поселений, если считать таковыми известные нам квадратные «крепости китайского типа», говорит о том, что это, скорее, гарнизоны, при которых существуют пункты торговли с аборигенами, и, возможно, производство каких-то товаров на месте.
Расположение известных нам шести городищ с «квадратной» планировкой от Александровск-Сахалинского до мыса Крильон указывает на направление движения по оси север-юг. Возможно, что система этих гарнизонов с военно-торговой и, может быть, ремесленной функцией задумывалась как торговый путь.
Ведь не случай но монгольская династия Хубилая «Юань» трижды приходила на остров. Значит, он был важен для нее, как источник природных богатств, и монголы хотели перенять его от Цзинь, как и всю Золотую империю.
Что же касается древних культур и цивилизаций, то хотелось бы обратить внимание читателя на наличие в танских хрониках (Древний Китай 618-917 гг.) на окраинах империи народов цзюнли, гилеми. Это нивхи-гиляки, относящиеся к группе народов хэчжэ-мохэ-удигай-цзилеми. По мнению зарубежных ученых Гань Чжигена, Сунь Сюжэня, С.Вады и русских М.Высокова, А.Василевского, — это один народ, объединенный единым этносом, уже имевший в те времена свою государственность. К примеру, славяне к этому времени только стояли на пороге создания родо-племенных союзов.
К сожалению, уже после раскопок археолога и натуралиста И.С.Полякова место расположения средневекового городища было уничтожено в ходе «хозяйственной» деятельности человека. Но пытливый ум и упорство в достижении цели смогут горы своротить. В 2000 году археологической экспедицией под руководством Сергея Вячеславовича Горбунова были добыты необходимые доказательства существования городища. По найденным предметам и осколкам керамики ученые определили: средневековое городище в Александровске относится к Покровской культуре и датируется XII веком.
Кроме этого археологи обнаружили ряд каменных орудий эпохи неолита, что говорит о том, что люди на нашей земле жили и гораздо раньше. Жаль, что перспективный в археологическом отношении Александровск еще не стал Меккой для ученых. Надеюсь, что слава Сахалинского Новгорода еще найдет наш старинный город! В Приморье молодежь уже создала 9 городищ-музеев под открытым небом. В летние каникулы они изучают культуру, традиции древнего народа и с удовольствием делятся знаниями с туристами и гостями…
«Точно праздник чунзю вновь пришел к этим отверженным, а они радовались богатому урожаю.
Прямо посреди стана принялись раскладывать огромный костер, как если бы хотели подать сигнал близким или готовились исполнить древний ритуал своего народа — задобрить Небо щедрым жертвоприношением.
Со склонов сопок волокли смолистый сухостой и целиком бросали в огонь — костер счастливо взрывался огромным жарким пламенем, давно не жгли такого, таясь в этом глухом таежном уголке своей страны. Плотно стояли люди вокруг костра, смотрели на хитрую и сложную игру пламени, сложную, как сама человеческая жизнь. Указ нового императора звал их вернуться к земле, к мирной жизни. И снилось это по ночам, и думалось об этом. А когда пришла наконец возможность вернуться к очагам, стало страшно. Кто ждет их там? Да и очаги, возможно, давно порушены…»
С.Балабин «Пестрые стрелы Сульдэ».
Рекомендуемая литература:
Самарин И.А., Шубина О.А, Современное состояние городища Сирануси //Вестник Сахалинского музея. — 1997. — № 4. -С.261-26
Василевский А.А. Размышления о городищах империи Цзинь, древних народах и эпохе средневековья на Сахалине //Краеведческий бюллетень. — 1994. — № 2 — С.74-79
P.S. уже после опубликования материала встретил по теме статью С. Морозова на Сахкоме
http://sakhalin.info/weekly/99275/
Памятник чжурчженей в современном Уссурийске
Григорий Смекалов, заведующий сектором краеведения.