- Муниципальное бюджетное учреждение - http://ashcbs.ru -

Телепремьера романа «Обитель»

    Совсем скоро на телеэкраны страны выходит российский драматический сериал по одноименному роману Захара Прилепина «Обитель».

[1]

    Режиссёром телесериала стал Александр Велединский. Авторы сценария — Захар Прилепин и Александр Велединский. Премьера первого сезона, состоящего из восьми серий, состоится в 2020 году.

    Телесериал рассказывает о Соловецком лагере, который был открыт советской властью в 20-х годах прошлого века и в котором за все время его существования умерло около восьми тысяч человек, из которых три с половиной тысячи — в голодном 1933 году. Это очень печальный период в истории нашей страны.

    «При входе в трапезную сразу ударил запах, от которого за день в лесу отвыкли: немытая человеческая мерзость, грязное, изношенное мясо — никакой скот так не пахнет, как человек и живущие на нем насекомые. Но Артем точно знал, что уже через семь минут привыкнет, и забудется, и сольется с этим запахом, с этим гамом и матом, с этой жизнью. Нары были устроены из круглых, всегда сырых жердей и наструганных досок. Артем спал на втором ярусе. Василий Петрович — ровно под ним…»

    Отрывок из романа

    На фоне страшных событий, посреди этого эпицентра людской беды, где для каждого главное — это выжить, нашлось место и другому, более сильному чувству — любви. Любви между лагерным зеком, арестованным за убийство отца, Артемом Горяиновым (актер Евгений Ткачук) и сотрудницей ЧК Галиной Кучеренко (актриса Александра Ребенок). Оба они ходили по лезвию ножа — ведь гражданским мужем Галины был всесильный начальник лагеря Федор Эйхманис (актер Сергей Безруков).

    Федор Эйхманс — реально существовавший персонаж, первый комендант Соловецкого лагеря.

    — А вы не читали книгу Прилепина? Обязательно почитайте! Я вот ознакомился, причем еще до того, как получил предложение сняться в этой киноповести. У героя есть реальный прототип — Теодор Иванович Эйхманс, латышский красный стрелок, чекист и первый начальник ГУЛАГа. Путь у него, конечно, легендарный: и поезд Троцкого был в его биографии, и Туркистан, и много чего еще. Но самые страшные страницы его жизни — время, когда он управлял лагерем. Он отправлял людей на «Секирку», отдавал приказы о расстреле, создавая свою цивилизацию, он убирал ненужных людей и оставлял тех, кто был готов перевоспитываться. Я очень люблю историю, прочитал несколько книг, чтобы найти характер и лицо моего героя. Узнал, что он делал в революцию, что у него погибла жена во время схода сели в Алма-Ате. Необыкновенный человек, при всей жестокости вел очень демократичную политику в лагере, позволял даже театральные постановки! Можете себе представить? Роман интереснейший, но в кино персонажи приобрели, знаете ли, объем. Велединский в сценарий добавил много чего такого, чего нет в книге. И как мне кажется, есть еще, что добавить.У меня, к примеру, появилась идея – очень хочется посмотреть в глаза этому герою в 38-ом году. О чем он думал в тот момент, когда его самого поставили к стенке? Вот это был бы красивый финал.

Из интервью с С. Безруковым

    Сам же роман Захара Прилепина «Обитель» (по которому снят телесериал) был опубликован в 2014 году,  отмечен премией «Большая книга».

    Сюжет романа и прост, и сложен одновременно. Соловки. Молодой парень Артем Горяинов попадает в лагерь. За убийство отца.

     Артем борется за свое место под холодным северным солнцем. Борьба в лагере идет не на жизнь, а на смерть. Кто-то умирает от болезни, от тяжелой работы, в карцере, в роте, на улице, кого-то убивают блатные за сигарету, за рубль, за взгляд. Одних пристреливают конвоиры – «хотел сбежать, товарищ начальник!». Другие кончают жизнь самоубийством, не выдержав издевательств. Питание скудное: пшенка, кипяток, нечто наподобие супа. Работа от заката до рассвета, чтобы не оставалось времени вообще, даже на здоровый сон. Лагерь меняет людей, ломает характеры, выворачивает жизнь. Артем не исключение. Роман – кладезь людских характеров: сильных, смелых, слабых, трусливых.

    Объем романа изначально пугает. Но это быстро проходит. Страницы летят незаметно. Роман читается легко. Слог приковывает. И хотя хранители литературных основ и бранят автора за регулярное искажение языка, мол, он придумывает новые слова, кривит падежи, надо признаться честно – русский письменный у ЗахараПрилепинахорош. Посудите сами – вот лишь несколько предложений:

    «Обитель была угловата – непомерными углами, неопрятна – ужасным разором. Тело ее выгорело, остались сквозняки, мшистые валуны стен».

    «…монастырские постройки, грязные, как спины беспризорников, стены, битые, как яйца, купола».

    «Небо почернело, море варило свой свинец, холодно было по-настоящему – ветер на пустых пространствах будто пытался отобрать одежду…»

    Ради таких предложений стоит открывать книги. Многие из нас забыли, как велик и красив русский язык. Прилепин напоминает.

    «Это тот случай, когда большой серьезный роман, написан нашим современником, большим писателем, сложным человеком Захаром Прилепиным», — отметил Ф.Тодоровский.

    https://100i1kniga.ru/read/?book=22563#position-2- [2]

    Прилепин, З. Обитель : роман / Захар Прилепин. – Москва : АСТ, 2015. – 746 с. – (Проза Захара Прилепина).