Аляска ближе, чем мы представляем

Не могу сказать, что я человек строго следующий канонам православной церкви. Но в январские дни между Рождеством и Крещением Господним вспоминаются встречи с лучшими представителями РПЦ, духовниками, монахами, оставившими след в моей жизни. Так получилось, что мне посчастливилось участвовать в ряде проектов плечом к плечу с интереснейшими людьми. Это и Первый Морской Крестный ход на фрегате «Паллада» (Владивосток-Цусима-Нагасаки-Йосу-Чемульпо-Порт-Артур) в 2004 году, посвященном 100-летию событий войны 1904?05 гг., Крестный ход с Порт-Артурской Иконой по Русской Америке в 2006 году… По данным Левада-центра от 75 до 80% россиян считают себя православными. Даже, если эта цифра преувеличена, данная аудитория достаточно большая, чтобы в наших блогах тема православия имела место. Думаю, данный материал будет интересен и тем, кто увлекается историей Сахалина и его местом в событиях на территории АТР. Приходы нашей области долгое время входили вместе с Русской Америкой в единую епархию, епископом её был почитаемый на Сахалине Св. Иннокентий Московский, а передачу Аляски в 1867 году осуществляли Пещуров А. А. (капитан «Гайдамака», крушение которого в 1861 году у сахалинского поста Дуэ описал Станюкович К. М. в «Морских рассказах». Об этом впереди) и будущий военный губернатор Сахалина Мерказин В. Д. первая православная часовня на Курилах выстроена из материала, привезенного из Ситки (центра Русской Америки)… Таким образом,

 

Аляска ближе, чем мы представляем

Странное чувство охватило меня, оказавшегося волею судеб в здешних местах. Суровая и величавая природа, напоминающая русский Север, многочисленные маковки православных церквей и часовен, воскресный благовест и родные названия: острова Баранова и Прибылова, залив Шелихова и улица Рязанова, горы Кускова и вулкан Вениаминова. С другой стороны вавилонское столпотворение народов. Кажется, все языки мира собраны здесь. Не слышно только одного языка — русского. Таково было мое знакомство с Русской Америкой. Именно так долгое время назывался самый северный американский штат — Аляска.
Книга моей знакомой (ныне покойной) профессора университета в Анкоридже Л. С. Блэк «Русские на Аляске» начинает историю с 1732 года, когда штурман М. Гвоздев (один из первооткрывателей Сахалина) открыл для России эти далекие земли. Оставим на совести профессора поход казаков С. Дежнева в 1648 году и первую экспедицию В. Беринга в 1728.
Даже официальная история русских в Америке насчитывает более 135 лет. Это немалый срок для истории.
Ключевую роль в освоении Русской Америки выполняла Православная Церковь. Известно, что уже на судах 2-й Камчатской (Великой) экспедиции, положившей начало планомерному изучению Аляски, в 1739 году находился православный священник Анисим Аврамов. История русского миссионерства на американском континенте создавалась далеко от Америки в кельях ученых монахов Валаамского монастыря; они писали историю религиозной жизни в Русской Америке. Не случайно, святые для всех православных людей места на Аляске носят название Новый Валаам.
Русские объединялись вокруг православных церквей. Церковные общины, приходы сплачивали русских, креолов, алеутов и индейцев. Деятельность русской церкви не была стеснена правителями Российской империи. Более того, Екатерина II, понимая, что общность религии служит целям объединения народов сурового края, еще в 1794 году направила на Аляску 10 монахов самого почитаемого на Руси Валаамского монастыря. Двое монахов, посланных императрицей, стали впоследствии первыми американскими святыми. Это были Святые Герман и Ювеналий.

Но, об этом чуть позже.

И сегодня Православная церковь на Аляске является одной из самых многочисленных и почитаемых народом конфессий. Она насчитывает десятки тысяч прихожан.

МИССИЯ ВЫПОЛНИМА

В первый же день моего пребывания на Аляске, мой американский друг Дэн Кендалл привез меня в музей Русской православной церкви, что на 605-й улице, напротив Музея истории Анкориджа. Здесь состоялась приятная и неожиданная встреча со священником Православного прихода Святителя Тихона Московского иеромонахом Даниилом (Андреюк). Узнав, что я с Сахалина, священник обрадовался и просил передать поклон своему учителю по Лавре, а ныне Епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому владыке Даниилу.
Священник показал мне много интересных вещей: и флаг Российско-Американской компании, владевшей территорией, и закладную плиту земли Российского владения, подтверждающую границы империи, и утлую местную лодку — каяк, на которой первые священники перебирались с острова на остров по морю. Как рассказал, отец Даниил православная Аляска имеет приходы и греческой, и болгарской, и ливийской церквей. Здесь есть много других конфессий. Но Русская Православная Церковь пользуется заслуженным авторитетом и уважением.

Экспонаты Русской Америки в экспозиции православного храма в Анкоридже

Объяснение этого, на мой взгляд, могут являться слова известного русского мореплавателя О. Е. Коцебу, трижды посетившего Русскую Америку во время кругосветных экспедиций начала XIX века. В своей книге «Новое путешествие вокруг света» в 1830 году Отто Евстафьевич писал:
«Чем разительнее контраст между угнетением индейцев в миссиях и обращением с ними в нашем селении, тем больше должен радоваться всякий гуманный человек, вступая на русскую территорию. Православная церковь не распространяет своё учение силой. Она свободна от фанатизма и проповедует любовь и терпимость. Эта церковь не стремится, во что бы то ни стало привлечь людей иной веры, а позволяет им принимать Православие лишь по искреннему внутреннему убеждению. Для тех же, кого она допускает в своё лоно, она навсегда остается любящей матерью. Сколь отлично это от образа действий католических священников и протестантских миссионеров».
На следующий день с помощью Гэйла Армстронга, пилота авиакомпании «Эра» мы отправляемся на остров Кодьяк — сердце Русской Америки. Именно здесь высадились первые русские промышленники. Сюда, в 1794 году, прибыли посланцы Екатерины II монахи Валаамского монастыря. Из этих мест слово Божие распространялось на американском континенте. И сегодня на Кодьяке располагается православная духовная академия, готовящая кадры для православных приходов Америки.

Скалы Монк Рок, где Св.Герман молился о спасении человечества — визитка православной Аляски

 

СВЯТОЙ ГЕРМАН

 

По приземлению в аэропорту Кодьяка нас встретил молодой человек, назвавшийся Сашей. Оказалось, что на самом деле его зовут Джордж Александр Хартман. Но в память своих русских предков Волковых, прибывших на Алеуты в начале XIX века, Джордж носит русское имя Саша. Так его зовут все на Кодьяке. Пока дождь прибил волны и море относительно спокойное Саша попросил нас поторопиться. Дело в том, что конечный путь нашего путешествия маленький остров Еловый, находился в 7 милях от Кодьяка в море На открытой металлической лодке с мотором Ямаха мы идем в открытое море. Проходим мимо знаменитых скал Монаха (MohKs Rock), где святитель Герман Алискинский в любую погоду молился о спасении человечества. Минуем резвящихся китов и морских котиков и, окончательно промокшие, причаливаем к берегу о. Еловый. Это и есть Новый Валаам.
Маленький остров Спрюс-айленд (Еловый) является местом паломничества сегодня
  Здесь на Еловом нет ни магазинов, ни электричества, ни других достижений цивилизации. Но почему-то дождь отступает и душе становится радостно и спокойно: День выдался выходной и мы с Сашиной семьей выдвигаемся вглубь острова в скит Архистратига Божия Михаила на воскресную службу. В монастыре живут двое монахов отец Андрей и отец Мартирус. Узнав, что я прибыл из России, они очень обрадовались и большую часть службы провели на русском языке. Затем была замечательная трапеза с монастырскими кушаньями и долгие беседы. Мне было позволено ударить в старинный колокол. Монахи показали места, помнящие Святого Германа и Святителя Иннокентия (Вениаминова) Многое в монастыре сработано еще руками святых и сегодня бережно сохраняется. Молодые монахи достойно продолжают их дело. Отец Мартирус собственноручно расписывает заново отстроенные монахами часовни на острове. Отец Андрей, зная о пребывании Святителя Иннокентия на Сахалине, подарил мне свою книгу о нем, изданную в Новом Валааме. Я в свою очередь оставил новым друзьям скромную иконку с частицей камня с поста Дуэ на Сахалине, где в 1861 году Святитель Иннокентий потерпел кораблекрушение и книгу о Сахалинской области.
    После нашего пребывания в монастыре погода на редкость разгулялась. Солнце окрасило живописную лагуну Монаха, лес и сопки. Я понял, наконец, почему Святой Герман избрал этот маленький остров для своего спасения. Ещё несколько минут пути на лодке и мы с Сашей оказались у места захоронения Германа Аляскинского. Сегодня над его могилой высится замечательная церковь. Слава этого простого монаха, праведника и проповедника на Аляске сродни с нашим отношением к Преподобному Серафиму Саровскому в России. Их духовные пути чем-то схожи.
Говорят, в год смерти Святого Германа в 1837 году произошло чудо — над Еловым островом в небе был виден светлый столб. Народная молва объясняла это знамение смертью отшельника-земледельца, престарелого Германа. Но и сегодня народная тропа к могиле одного из первых святых Америки не зарастает. Остров Еловый и сегодня место паломничества и своеобразного летнего послушания студентов духовной академии Кодьяка.
Новый Валаам, о.Еловый

ПРАВОСЛАВНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ

    В годы, так называемой холодной войны, Сахалин и Аляска, составлявшие в XIX веке одну епархию, являлись передовыми фронтами военной напряженности между США и Советским Союзом. Но уже в 1991 году состоялся первый форум народов двух стран, посвященный 250-летию открытия русскими Аляски. С тех пор наши отношения строятся на новой дружеской основе.
Благодаря моему другу Гэйлу Армстронгу мы оказываемся на самом юге Кенайского полуострова, в маленьком городке Хомер. Население городка в 5 тысяч челог век живет туризмом. И поверьте, живет очень хорошо. На одного жителя Хомера в среднем приходится по 2−3 туриста. Поэтому здесь много музеев, гостевых центров, картинных галерей, театров, а главное платных мест для любительской рыбалки. Аляска это настоящий Клондайк для рыбаков.
Русской историей городок не обладает. Он относительно молодой, но православная церковь есть и в нём. Так что нельзя сказать, что православие на Аляске живет только русскими.
Меня встретил в аэропорту Хомера отец Павел. Он настоятель храма Всех Святых Америки. Полное имя священника Пол Мозес Ярослав, но о. Павел сразу объяснил, что в Одессе, где жили его родители, их фамилия была Ярославские. Матушка священника при крещении получила также звучное русское имя Фекла и привыкла к нему больше чем к данному родителями Бонни. При небольшом населении городка и сравнительной отдаленности от него церкви, каждый день на службу приходят до 50 человек, а в праздничные дни на порядок больше. Отдаленность храма от городка приводит к любопытным картинам. Так я наблюдал и даже снял на видеокамеру приход на церковное подворье семейства диких лосей, которых здесь очень много. Хотя может это и результат хорошей экологической обстановки.
Что меня поразило больше всего и в Игл Ривер и в Хомере это наличие так называемого Большого Дома для гостей. В нем всегда живут люди желающие изучать православие не только по книгам. Обычно это студенты, но есть и семейные пары. В Игл Ривер хозяева такого Большого Дома Моника и Брюс Джонсоны с гордостью показывали мне фотографии своих выпускников начиная с 1983 года. В доме обычно селятся до 15−20 человек Они имеют отдельные комнаты, но собираются для совместного приема пищи, или на беседы с православным священником. Вместе ходят в ближайшую церковь. Время отъезда из Большого Дома определяют сами жильцы. Живут обычно год-два.
В Хомере у отца Павла к тому же одна комната выделена постоянному жильцу старику Виктору. Он вот уже 10 лет прикован к постели (паралич). За ним ухаживают и члены семьи священника и жильцы Большого Дома. Конечно, больной старик им очень благодарен. Он в центре событий большой семья. Велико же было мое удивле- ние, когда я узнал, что Виктор из староверов и их деревня находится недалеко от церкви. Сельчане из этой деревни тоже навещают старика. Интересно было слушать русский язык этих людей. Как будто попал в дореволюционное прошлое. Потомки русских стараются сохранить крупицы национального языка и культуры. И замечательно, что сплачиваются они вокруг Православной Церкви.
Конечно, невозможно описать все встречи и впечатления связанные с Аляской. Но, общение с моими православными друзьями в Америке, с профессором Лидией Блэк с Кодьяка (награжденной Президентом России орденом Дружбы народов), беседы -с монахом-писателем Михаилом Олексой, автором фундаментального труда «Православная Аляска» привели меня к мысли, что народы населяющие Сахалин и Аляску имеют гораздо больше оснований для дружбы и дальнейшего сотрудничества. И основой для нашего добрососедства является Православная культура!
Проживая в православной общине Святого Иоанна, что в Игл Ривер недалеко от Анкориджа, я имел обыкновение прогуливаться перед сном по замечательным лужайкам и дорожкам, ведущим к кафедральному собору. Уже в один из первых же вечеров мне довелось услышать странные звуки, доносившиеся из гаража соседнего дома. Звуки эти напоминали мне ритуальные там-тамы североамериканских индейцев. Согласитесь, в центре православной общины рядом с кафедральным собором эти звуки казались более чем странными.
На следующее утро всё прояснилось. Мой друг Дэн Кендалл познакомил меня со своим удивительным соседом регентом (руководителем) церковного хора Стивеном Альваресом. Оказалось, что Стивен родом индеец-апачи и очень этим гордится.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ИНДЕЙЦЫ

    Энциклопедические словари советской эпохи утверждают, что племя апачи насчитывает чуть больше 20 тысяч человек, и все они живут на юго-западе США в штатах Аризона, Оклахома и Нью-Мексико (отсюда испанские фамилии). Впрочем, наши ученые относят индейцев апачи к южной ветви индейцев атапасков — хозяев материковой Аляски.
Если честно, то резерваций мне увидеть не пришлось. Возглавляемый Стивеном центр сохранения культурного наследия (Alaska Native Heritage Center) вряд ли может претендовать на звание резервации. Да и в его стенах больше туристов со всего света чем аборигенов. А ещё Стивен со своими коллегами-музыкантами записывает мелодии и песни местных индейцев. Отвечая в ансамбле за там-тамы, он вынужден практиковаться вечерами в своем гараже.
Имея музыкальное образование и способности, Стивен сделал церковный хор кафедрального собора Святого Иоанна лучшим на в самом северном штате США Не случайно именно его хор сопровождал Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия И во время его пребывания на Аляске. В память о наших беседах Стивен подарил мне компакт-диск с записями своей группы «Medicine Dream». Я обязательно использую эту замечательную музыку в будущем фильме. Но главное, что я узнал от Стивена Альвареса касается истории православных индейцев Северной Америки и взаимопроникновения двух великих культур: индейской языческой и русской православной. Поверьте, я узнал много нового.

Автор статьи со Стивеном Альваресом

ПИОНЕРЫ

    В нашей православной литературе принято считать, что наибольших успехов русские миссионеры добились у прибрежных народов Аляски — алеутов и эскимосов. Путь русских в Америку пролегал по островам населенным миролюбивыми охотниками и рыболовами, чей образ жизни мало чем отличался от образа жизни малых коренных народов Севера Дальнего Востока. Русским были понятны и ведомы жизненные принципы островитян. Может быть, здесь кроется причина первого успеха православных миссионеров? Именно здесь на Алеутских островах и о. Кодьяк в полной мере проявились миссионерские способности Святого Германа и Святого Иннокентия. (К слову, даже много позднее с появлением епархии на Аляске, епископ носил титул Алеутский, но не Аляскинский).
Большую же часть населения материковой Аляски представляют индейцы атапаски (атабаски). Эта группа индейских народов, включающая в себя племена апа-чей, чипевайя, навахо, догрибов и др. И сегодня представители индейских племен играют в социальной жизни на Аляске далеко не последнюю роль.
Из произведений Ф. Купера, М. Рида, К. Мая нам известно какими порою кровожадными бывали индейские воины по отношению к «бледнолицым». Разительный контраст с миролюбивыми островитянами представляли воинственные племена индейцев. И путь русских миссионеров по материковой Аляске также был не похож на предыдущий. Он был тернист и полон трагедий.
В один из дней мы с женой моего друга Мелиндой Кендалл направляемся в Эклютню, что на севере Кенайского полуострова на юге Аляски. Небольшая деревушка в переводе с индейского языка означает «два объекта». Другой, на мой взгляд, более правильный, перевод этого названия «две культуры». Эклютня — замечательное во всех отношениях место. Помимо исторического парка, оно включает в себя и оригинальное индейское кладбище атапасков. Рядом с кладбищем расположена старейшая на американском континенте Православная церковь Николая Угодника. Рядом со зданием церкви 1962 года постройки местными жителями сохраняется старая деревянная постройка церкви 1870 года. Здесь же можно увидеть и старую деревянную часовенку более ранней постройки и похожую на сказочный теремок.
Как мне пояснили местные священники, первое индейское захоронение на церковном кладбище датируется около 1б52 года. В традициях атапасков над могилами умерших ставить так называемые жилища для их душ (spirit house) — маленькие деревянные домики окрашенные в яркие цвета.
Русские в этих местах появились примерно через сто лет после индейцев. Первыми были православные священники-миссионеры. Теснимые и гонимые «покорителями Дикого Запада», атапаски уже были знакомы с коварством «бледнолицых» и встретили русских настороженно. А в некоторых случаях открыто враждебно. История Русской Америки знает немало примеров полностью уничтоженных индейцами деревень пионеров Аляски, несколько военных конфликтов между русскими промышленниками (как их здесь называют) и местными племенами, подстрекаемыми различными авантюристами.

Двуглавый орел в аэропорту о.Кодьяк

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЮВЕНАЛИЙ

    Американские индейцы бережно хранят предания и легенды о русских православных миссионерах принесших Слово Божие диким племенам в конце XVIII века. Одну такую историю мне рассказал Стивен Альварес.
13 мая 1793 года русская императрица Екатерина I. I. издала указ о создании Православной церкви на Аляске. На первый план выдвигалась не социальная, а политическая необходимость быстрого распространения православия среди диких племен индейцев. Промышленникам нужно было безболезненно ликвидировать тенденции к сепаратизму среди коренного населения. Лучший способ для достижения подобной цели всегда было духовное единение.
22 января 1794 года миссия выехала из Москвы через Сибирь на Аляску. В состав миссии входили десять монахов Валаамского монастыря, среди которых хотелось бы помимо руководителя архимандрита Иоасафа и будущего Просветителя Америки Германа отметить еще одного иеромонаха.
Отец Ювеналий (в миру Яков Федорович Говорухин) отличался от других членов миссии. Он родился в 17б1 году в Екатеринбурге в богатой дворянской семье. Имел блестящее по I тем временам образование и при-нимал участие в громких военных кампаниях того времени будучи | гвардейским офицером-артиллеристом. На пике своей военной карьеры будущий отец Ювеналий в 1791 году постригся в монахи и избрал местом своего служения Русскую Америку. Иеромонах Ювеналий был человеком беззаветной храбрости. Он один из первых отправился с острова Кодьяк к западу от Кенайского полуострова в огромную и неизведанную страну атапасков. Отец Ювеналий не только нес с собою Слово Божие. Он первым собрал сведения о полезных ископаемых Аляски. Здесь у вод большого озера и огней вулкана Илиамна иеромонах Ювеналий был зверски убит местными индейцами. Когда шаман, или колдун этого племени, после убийства свя-щенномученика Ювеналия надел на себя его крест, он уже не мог совершить языческого обряда. Тогда он сказал своему племени, что в будущем следует с уважением относиться и прислушиваться к тем, кто носит такой знак, т. е. I крест, и впоследствии все племя приняло крещение и стало глубоко верующими православными христианами.
Благотворное влияние русских миссионеров на местных индейцев уже в конце XVIII века отмечали и англичане. Один из участников знаменитой экспедиции капитана Джеймса Кука Джон Ледиард отмечал: «Едва я улегся, русские созвали индейцев и сотворили молитву по обычаю греческой церкви. Я не мог не отметить с каким благоговением индейцы отдавали долг Богу у своих маленьких распятий, с каким удовольствием они отправляли многочисленные обряды, сопутствующие такого рода богослужению. Я думаю, что среди религий мира, эта более других способна привлечь прозелитов (прозелиты — новообращенные прим. авт.)»
В 1980 году отец Ювеналий был прославлен в лике святых как священномученик. А в родных местах атапасков в Эклютне мы можем сегодня наблюдать удивительное сочетание двух культур: местной индейской и русской православной. Безболезненно ликвидировать тенденции к сепаратизму среди коренного населения. Лучший способ для достижения подобной цели всегда было духовное единение.

 

Григорий Смекалов, заведующий сектором краеведения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *