Новости

9 октября 2015 г.

Территория чтения. Книга в местном сообществе

    Состоявшийся шестого октября литературный форум «Территория чтения. Книга в местном сообществе» стал по-настоящему знаковым событием месяца. В этот день в стенах центральной районной библиотеки имени М.С.Мицуля собрались люди, не только профессия которых, но и сама жизнь напрямую связана с книгой – Э.А.Старостина, начальник отдела культуры, спорта и молодежной политики управления социальной политики ГО «Александровск-Сахалинский район», настоятель Храма Покрова Божией Матери  игумен Амвросий, сотрудники МБУ «Александровск-Сахалинская ЦБС» и МБУК «Смирныховская ЦБС», педагоги СОШ № 1 и № 2, преподаватели и студенты Александровск-Сахалинского колледжа (филиала) ФГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет», работники ГБУК «Историко-литературный музей А.П.Чехов и Сахалин», Детской школы искусств, представители СМИ. С приветственным словом к собравшимся обратились директор Муниципального бюджетного учреждения «Александровск-Сахалинская централизованная библиотечная система» Т.В.Пчелинцева и заместитель председателя Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» Г.Н.Василенко. В числе прочего последняя отметила важность работы библиотек в продвижении книги, привитии тяги к чтению.
    В декабре прошлого года были приняты «Основы государственной культурной политики», в них одним из наиболее опасных факторов для будущего России указывается снижение интеллектуального и культурного уровня общества.
Не секрет, что в век информационных и цифровых технологий  идет потеря интереса к чтению. Подрастающее поколение, игнорируя еще вчера столь востребованные книги, перенесло свое внимание на компьютерные игры, интернет. Взрослые зачастую также предпочитают заполнять досуг не знакомством с новой литературой, а просмотром телевизионных программ или блужданием по всемирной информпаутине. И это, как ни грустно, нынешняя реальность.  А ведь  многие годы мы позиционировали себя, как самую читающую страну в мире, читать книги считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности,  образованности.
    Следствием данной тенденции стала прогрессирующая безграмотность, та самая, с которой еще век назад всеми силами боролась (и победила) ныне так активно критикуемая Советская власть. Как, какими методами можно остановить этот откат назад и велся разговор на форуме. На этом в своих докладах акцентировали внимание учителя общеобразовательных школ города О.А.Кадралиева, О.М.Максютова, О.В.Русских, С.В.Болотова.
    Заместителем директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 1 Е.Л.Лияськиной был приведен такой пример. В сентябре 2015 года проводилась проверка техники чтения учащихся 2 «А» класса. Из 26 человек 13 показали результаты выше нормы (60-67 слов в минуту против 30 положенных), еще семь смогли «уложиться в нормативы», трое – с трудом справились с заданием. Дети, как отметила Елена Леонидовна, за лето просто разучились читать. Казалось бы, не так уж все и плачевно, но даже самые неглупые и сообразительные ребятишки, при участии в различных олимпиадах, конкурсах нередко просто не успевают за отведенное время прочитать задание, а не то, что дать на него ответ.
    Очень интересное решение проблемы подсказала в своем выступлении учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 В.В.Шитикова. Она в свою практику ввела создание своеобразных читательских формуляров, где отмечает, что читают ее ученики. Подходит она к этому вопросу не формально – опрашивая, что понял ребенок из прочитанного, какие места из произведения его наиболее «зацепили». Это не только развивает память и мышление, но и дисциплинирует, так как приходится все книги дочитывать до конца.
    Наказывать книгой нельзя, – постулат, который на протяжении десятков лет был неизменным. Однако нет правил без исключения. И это в полной мере доказала студентка IV курса АСК(ф)СахГУ Алла Файзулина. Мать двоих детей, она с самого раннего возраста стала приучать их к литературному слову. Этот путь проходят многие родители, но если вначале они еще находят время читать своим малышам различные сказки, потешки, скороговорки, напечатанные в богато иллюстрированных книжках, то после выбирают для себя и ребенка более простую дорогу – в виде видео и телепродукции. Яркие картинки завораживают несовершеннолетнего, давая маме передохнуть, но интеллектуально практически никак его не развивают. Поэтому Алла посчитала, что правильней будет воспользоваться хорошо зарекомендовавшим себя дедовским методом – читать самой, настаивать на глубоком вдумчивом чтении детей. Порой даже в виде наказания за какую-либо провинность. И это принесло результаты! Уже сейчас она может с полной уверенностью утверждать, что ее сын и дочка интеллектуально более развиты, чем сверстники, у них богатый словарный запас, значительно серьезнее суждения об окружающей действительности.
    О том, как важно найти в своей жизни книги, которые направят на верный путь, уберегут от зла, искушения свернуть на более легкую и проторенную, но кривую дорогу, о роли православных изданий в воспитании нравственности, как молодых, так уже и достаточно поживших людей, говорил настоятель Храма Покрова Божией Матери игумен Амвросий. И с ним не поспоришь – слишком много за всю историю нашего народа было случаев, когда даже самые закоренелые преступники, открыв для себя Библию, жития святых круто меняли свои взгляды, искренне раскаиваясь в содеянном, становясь в последствии полноценными гражданами России.
    Любовь, привычку к чтению каждый развивает в себе по-разному: дома и в школе на уроках литературы, в кругу единомышленников, когда можно обсудить понравившиеся сюжеты, и в одиночестве, представляя себя на месте главного героя. Но лучше всего начинать дружить с книгой в библиотеке. Именно здесь тебе всегда рады, всегда готовы протянуть руку и провести за собой в страну фантазий, творческого полета мысли, радости открытия новых миров. Форм привлечения читателей разработано и внедрено в практику множество и с каждым годом их число только возрастает. От библионяни для самых маленьких до авто- и велопробегов, от кукольных театров до «круглых столов», сводящих вместе людей, профессии которых, казалось бы, никак не соприкасаются, но в итоге оказывается, что цели их работы направлены в одно русло – создание морально здорового общества. Об этом на форуме рассказывали специалисты Александровск-Сахалинской централизованной библиотечной системы, Смирныховской централизованной библиотечной системы, детской школы искусств, колледжа СахГУ. Завершился форум просмотром видеофильма «Александровский залив в литературе до и после А.П.Чехова», снятого сотрудниками центральной районной библиотеки имени М.С.Мицуля.





Л.Левченко, зав. отделом обслуживания
центральной районной библиотеки им. М.С.Мицуля.


История

Центральная
библиотека

Детская
библиотека


Филиалы

Периодические
издания


Наши
издания


Редкие
издания


Электронные
издания


Электронный
каталог

Правила
пользования
библиотеками


Форум

Истоки и корни

Программы и проекты

Коллегам

Услуги

Книжные
обзоры


Виртуальные
выставки


Вестник
библиотек


Полезные
ссылки


Карта
сайта