- Муниципальное бюджетное учреждение - http://ashcbs.ru -

«Зулейха открывает глаза»: кинопремьера известного романа

    «Главная премьера весны!», «Самая ожидаемая премьера!» — такими анонсами в последнее время пестрят различные теле — и интернет каналы, периодические издания.

    13 апреля в 21:00 телеканал «Россия 1» начинает показ многосерийного фильма «Зулейха открывает глаза». Фильма, которого кто- то ждет с большим нетерпением, кто-то — с определенной долей скептицизма. Но то, что фильм долгожданный – это точно.

    Но у каждого фильма есть литературная основа.

    Пять лет назад дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» внезапно ворвался в круг номинаций различных литературных премий России. И…получил многие из них:

    2015 — Лауреат премии «Книга года»,

    2015 — Лауреат премии «Ясная Поляна», номинация «XXI век»,

    2015 — Лауреат премии «Большая книга»

    2016 — Лауреат премии «Сирано», номинация «Лучший писатель»

    2017 — Лауреат премии «Премия Читателя».

    [1]Роман начинается с фразы, которая вынесена в название: «Зулейха открывает глаза…». Начинается раннее, темное утро нового дня. И обычная для Зулейхи утренняя первая обязанность — «Зулейхе полагается вскочить на зов свекрови, опорожнить и осторожно вымыть драгоценный сосуд – первым делом, перед тем, как топить печь, ставить тесто и выводить корову в стадо. Горе ей, если проспит эту утреннюю побудку».

    За пятнадцать лет брака уклад ее жизни стал привычным: много работы по дому, полное подчинение мужу и свекрови, унижение и постоянный страх, что она сделает опять что-нибудь не так, как надо. Даже детей она рожала не тех. Четверо родов – одни девочки, да и те не выжили. Муж и свекровь называют ее «мокрой курицей». За малейшую «провинность» — ругательства и побои. «Метлой по спине – это не больно. Почти как веником. Зулейха лежит смирно, как и велел муж, только вздрагивает и царапает ногтями лэукэ при каждом ударе, – поэтому бьет он недолго. Быстро остывает. Все-таки хороший муж ей достался».

    Привычный ход вещей в татарской семье нарушают исторические события. Коллективизация, раскулачивание. Бесконечная вереница людей, вырванных из привычной жизни, с детьми, «потекла» в Казань и оттуда, по железным дорогам, на север.«Сотни, тысячи семей плыли в бесконечных санных караванах по просторам Красной Татарии. Их ждал дальний путь. Куда – не знали ни они, ни их конвоиры. Одно было ясно – далеко».В этой веренице людей оказалась и Зулейха.

    Зулейха едет в одном вагоне с крестьянами, ленинградскими интеллигентами, раскулаченными и уголовниками. Высаживают их на берегу Ангары, где нет ровным счётом ничего, кругом одна тайга. И вот здесь они и будут, даже не жить, а отстаивать своё право на жизнь.

    В романе много героев, и все они выписаны автором очень точно, в них веришь безоговорочно. Бессловесная, хрупкая Зулейха, оказавшаяся неожиданно сильной, стойкой. Начальник лагеря Игнатов – он одновременно и палач, и жертва, и убийца, и спаситель. Профессор Лейбе – чудак и врач с золотыми руками. Пожилая интеллигентная пара из Петербурга, старая марийка, умеющая плести отличные снегоступы, рыбак Лукка, талантливый художник Иконников.

    И вместе с Зулейхой и другими героями книги мы проживаем эти пятнадцать лет их жизни. В них было все. Отчаяние и боль, страх и преодоление, ужас неизвестности и счастье материнства. «Она перестала думать обо всем, что не касалось сына: про Муртазу, который остался где-то далеко, в прошлой жизни (забывая, что новорожденный был плодом от его семени); про Упыриху с ее страшными пророчествами; про могилы дочерей. Она не думала о том, куда забросила ее судьба и что будет завтра. Важен был только сегодняшний день, только эта минута – тихое посапывание на груди, тяжесть и тепло сыновьего тельца на животе. Перестала бояться даже того, что однажды утром не услышит слабого дыхания в разрезе кульмэк. Знала: если жизнь сына прервется, то и ее сердце мгновенно остановится. Это знание поддерживало ее, наполняло силой и какой-то незнакомой смелостью».

    И, конечно, любовь, особенно любовь…Невозможная, запретная. И сметающая все страхи и запреты своей силой. «Она знала, что происходит: так смотрел на нее Муртаза – много лет назад, когда юная Зулейха только вошла к нему в дом женой.Убийца мужа смотрел на нее взглядом мужа – и она превращалась в мед».

    Это книга о том, что на грани жизни и смерти с человека слетает всё наносное, остаётся лишь его суть. Слетают социальные установки и религиозные предрассудки, остаётся сам человек.

cheap replica balenciaga [2] has become stressful in good quality along with technological innovation.high quality replica rolex datejust m126233 0026 rolex calibre 2836 2813 mens in store [3] to face our world while on an start up thinking.

У книги открытый финал: что ждет сына Зулейхи, татарского мальчика из трудового лагеря, владеющего знанием французского языка, обладающего даром живописца и уплывающего от матери в новую жизнь?

    В предисловии к первому изданию романа известная писательница Людмила Улицкая написала: «Он обладает главным качеством настоящей литературы – попадает прямо в сердце».

    Откройте страницы романа, и, может быть, история жизни Зулейхи проникнет и в ваше сердце.

https://e-libra.su/read/529592-zuleyha-otkryvaet-glaza.html [4]

    Яхина Г. Ш. Зулейха открывает глаза : [роман] / Гузель Яхина ; [худож. А. Рыбаков ; предисл. Л. Улицкой]. — Москва : Редакция Елены Шубиной : АСТ, 2015. — 508, [1] с.